13 февраля, 01:39 yanekenny +32 10 комм. 1327

Китай"2014

Для начала всем спасибо за то, что читаете и комментируете)

Решил, что следующим пунктом путешествия моего блога станет Азия. Но так как азиатское направление популярно среди русских туристов, то пришлось поломать голову, о какой же поездке рассказать. Решил, что о Китае будет наиболее интересно, так как это не самая посещаемая нашими туристами страна, а значит информация может быть полезной. А еще в КХЛ нынче играет представитель Поднебесной - Куньлунь Ред Стар, так что у фанатов есть повод заглянуть туда. Единственный минус - поездка была почти 4 года назад, и многие моменты уже подзабылись, но, попытаюсь все собрать в удобоваримый текст. Ну что поехали...
В 2014 году мы впервые подумали открыть для себя Азию. Начать решили с самой большой и, как нам казалось, интересной страны – Китая.
Как всем хорошо известно, путешествие всегда начинается задолго до отъезда. Планирование маршрута, заморочки с визами и поиск способов передвижения и жилья – это всегда неотъемлемая и не менее интересная часть поездки. Но ее я опущу, сказав только, что в интернете все настоятельно рекомендовали хорошо подготовиться: тщательно продумать маршрут и заготовить карточки с нужными названиями и адресами на китайском. И, конечно, ничего этого мы не сделали!
В общем, по факту у нас на руках были визы (для получения которых надо было пораньше приехать в посольство, занять очередь, получив вот такую бумажку),

билеты в Гонконг и из Пекина, забронированы гостиницы по планируемому маршруту и куплен путеводитель, который мы не успели прочитать в Москве. Из-за нашей безалаберности у нас возникали проблемы, но какое путешествие без приключений?
В один прекрасный пятничный вечер прямо с работы мы поехали в сторону аэропорта, где и начиналось наше самое далекое на тот момент путешествие.

Гонконг
Ранним утром мы прилетели в Гонконг. Первый выход в город, конечно, шокирует - на улице жара и почти 100% влажность, поэтому сразу захватывает дух и тебе кажется, что нечем дышать. Чувствуешь себя в бане.
Из аэропорта, сев на автобус, сразу отправились к канатной дороге Ngong Ping 360, которая должна была поразить нас кабинкой с прозрачным полом и доставить до статуи Большого Будды (он же Тяньтань Будда). За кабинкой пришлось отстоять отдельную очередь, заплатить дороже, а в итоге рассматривать кучу китайских ног и сумок.

Высадившись на острове Лантау, мы пошли смотреть статую и монастырь По Лин. Чтобы подняться к Будде надо преодолеть 268 ступенек. Так как это важный религиозный объект, то посещение бесплатное, но за войти внутрь статуи надо заплатить взнос, который, кстати, включает в себя мороженое, но внутри ничего особенного нет

Нагулявшись, мы поехали заселяться в отель, где ночной перелет и резкая смена климата дали о себе знать, и мы решили немного отдохнуть. Только ближе к вечеру мы отправились на набережную, где собирались посмотреть самое большое лазерное шоу, внесенное в книгу рекордов Гиннеса (ну такое…). А после окончания прошлись по местной аллее звезд, где посмотрели на памятник Брюсу Ли и примерились к ладошкам таких знаменитостей гонконгского кино, как Джеки Чан, Джет Ли и Сам Хуи

Кстати, второе, что шокирует - это количество народу. Когда тебе приходится периодически с боем пробираться в нужную тебе сторону, ты начинаешь осознавать, как же китайцев много

Второй день был полностью посвящен изучению города.
С утра мы переправились на пароме через бухту Виктории на остров Гонконг

День был насыщенным: мы посетили местные храмы, наткнулись на небольшой зоопарк, который был открыт еще во времена короля Георга, покатались на прекрасных двухэтажных трамвайчиках

Попытка посмотреть старейшую синагогу не увенчалась успехом и вызвала подозрения у охранника. Мы были подвергнуты допросу (евреи ли мы, хотим ли помолиться). Объяснить, что мы просто пришли посмотреть, так как прочитали о синагоге в путеводители так и не смогли. Нас это веселило, но когда охранник стал с кем-то общаться по рации, мы решили ретироваться, мало ли что за подмогу он позовет.
Запомнилось еще, что все улицы, к нашему удивлению, были заполнены филиппинцами, хотя в основном филиппинками, которые сидели в коробках, ели, разговаривали, пели песни, плясали, играли в карты. На тот момент мы были очень удивлены. Потом выяснили, что существуют “филиппинские дни”. Многие семьи в Гонконге заводят себе домработниц или нянь для детей, и в основном это приезжие женщины с Филиппин, так как жительницы этой страны славятся мягким характером, хорошим английским и дешевой ценой. Неделю живут они в домах работодателей, и в воскресенье у них единственный выходной. Так как идти им особо некуда, то этот день они проводят на улице. Кстати, если в 2014 году они просто сидели на коробках, то во второй наш визит в 2017 они научились строить шалаши. Интересно, можно ли это считать примером эволюции?

Прекрасное завершение насыщенного дня.

Так как за день до этого огромная очередь отпугнула нас, то с утра третьего дня, встав пораньше, мы отправились на пик Виктории – именно с него открывается знаменитый вид Гонконга с небоскребами. Как истинные туристы покорять вершину решили на знаменитом фуникулере Peak Tram

Обратно по ряду причин мы спускались пешком по экологическим тропам. Но спуск с горы при температуре 40 градусов при такой влажности оказался не самое приятное, что с нами случалось

Добравшись до метро, отправились в парк аттракционов (уже писал, что это наша слабость) Ocean Park, где и провели оставшуюся часть дня: покатались на аттракционах, посмотрели панд, посетили океанариум, поели кальмара на гриле и многое другое

Особенность парка – он состоит из двух частей, для перехода из одной части в другую можно воспользоваться либо подземный вагончиком, стилизованным под подводную лодку, либо по канатной дороге. Минус такой особенности - это огромнейшие очереди, особенно вечером, когда все пытаются уехать

Четвертый день был изначально запланирован как продолжение прогулки по Гонконгу с последующим пересечением границы. Но, хорошо подумав, мы решили прямо с утра двинуться в сторону Китая.
Кстати, Гонконг по неведомым нам причинам попал в топ наших любимых городов, мы встречали там 2017 год и с нетерпением ждем очередной встречи с ним

Шэньчжэнь
До пешеходной границы между Китаем и Гонконгом можно доехать на метро

Заполнив бумажки и отстояв в очередь, попадаешь в город Шэньчжэнь, знаменитый тем, что именно здесь собирается большая часть небезызвестных IPhone и IPad

Тут стоит сказать, что передвигаться по стране изначально было решено на поездах. Поэтому первым делом мы отправились в кассу за билетами (благо ж/д вокзал расположен прямо за проходным пунктом), планируя этим же вечером отправиться в малоизвестный город Наньчан, погулять там день, покататься на колесе обозрения, и в ночь очередным поездом добраться до Шанхая. Но билетов не оказалось. Путем долгих переговоров и поисков, нам удалось взять билеты до Шанхая, но только на следующий день

Воспользовавшись щедрым предложением местных Макдональдсов (кстати, это единственный город, где МакДак предлагал халявный интернет), мы стали решать проблему ночлега. Поиски в итоге заняли часа 3, так как, находя на booking.com отель, отправлялись туда и выясняли, что это небоскреб с сотнями маленьких апартаментов, и что на самом деле там мест нет, но они обязательно поищут, надо только либо подождать, либо пойти куда-то в соседнее здание с каким-то мутным типом. В итоге, был забронирован последний номер в Holiday Inn, который совершенно не соответствовал своей цене.
Вписавшись в отель, мы решили прогуляться по городу, но на улице зарядил прямо-таки тропический ливень, поэтому вся прогулка наша прошла в торговом центре, где нам удалось купить памятную монету с пандой и провести кучу времени в книжном магазине, где мы пытались отыскать карту с Китаем до Урала (о которой были наслышаны), но не нашли. Но обзавелись вот таким экземпляром

На следующий день у нас было полдня до поезда, и не смотря на дождь, было решено посмотреть хоть что-нибудь. Для начала мы прогулялись до стадиона. При нем оказался спортивный магазин, куда мы зашли в надежде купить шарф местной футбольной команды. Но это казалось не так-то просто. Сначала мы пытались объяснить на английском, потом стали изображать, как при игре Крокодил, в итоге даже рисовать пытались и шарф, и трибуны, и фанатов. Но все тщетно. Они даже позвонили кому-то, якобы разговаривающему на столь непонятном им английском, но на проводе с международными языками оказалось тоже не огонь. Нас спас один из немногих посетителей. Мы объяснили ему, что нам нужен шарф футбольной команды, он передал просьбу продавцам. И тут надо представить смех и возгласы всего персонала с интонацией: “Да ладно, это вы просили, показывали, рисовали шарф? Серьезно?”))) В итоге шарфа у них не оказалось

После мы успели посмотреть еще одну достопримечательность: парк Ляньхуашань, где на вершине горы расположилась статуя Дэн Сяопина.

А так как времени уже оставалось в обрез, то мы очень быстро влетели на гору, шокируя местных жителей, посмотрели статую, панораму дождливого города, а дальше бегом, чтобы не опоздать на поезд, спустились с горы и отправились на вокзал, где оказалось, что наш проходящий поезд задерживается на полтора часа. Смешно, что за время ожидания китайцами были съедены все запасы еды, взятой в поезд (не, ну время-то пришло, и опоздание - это не причина не есть, я их понимаю), но после они все срочно пошли в магазин и скупили всю лапшу и прочую снедь. Ведь когда мы сели в поезд, все снова принялись за еду

К слову о поезде. Это оссийский плацкарт, только трёхъярусный, а вместо боковых полок 2 откидных стула и небольшой столик. Чем выше – тем дешевле, нам, конечно же, достались нижние, самые дорогие. Судя по рассказам в интернете, китайцы стараются купить верхние дешевые полки, а потом всей толпой рассесться на нижних, не парясь о том, что это чьи-то места. Но так как мы белые неазиаты, то в нашем единственном купе, все пассажиры всю поездку ехали либо лежа на своих местах, либо за столиком напротив.
Кстати, в поезде ни один человек не разговаривал ни на каком языке, кроме китайского. Проводники, когда мы к ним обращались, просто тупо смотрели на нас и улыбались. Постельное белье не меняют: когда мы пришли, оно было уже грязным, после нас, его просто сложили для следующих пассажиров

При входе наши билеты поменяли на вот такие карточки. При выходе их забрали, вернув билеты. Зачем этот пластик мы так и не поняли, а спросить не у кого было, но мы ни разу им не воспользовались

Местное население сильно напрягает отсутствием каких-либо правил поведения: они премерзко чавкают, рыгают и пердят. Они не разговаривают, а кричат. Наушниками никто не пользуется, хотя их можно купить прямо в поезде. Поезд больше напоминает базар, постоянно снующие туда-сюда продавцы, громко рекламирующие свои товары, довершают этот образ.
Каким-то образом, к удивлению, даже проводников, именно над местом жены оказалось на одной кровати сразу 4 человека (родители с 2 детьми). Полночи они ругались с проводниками, которые, судя по интонации, грозились их высадить, но почему-то не высадили. Так как эти черти все вместе влезть на полку не могли, то спали по очереди. И из-за этого мы совсем не смогли спать ночью. Кстати, их простынь единственную поменяли, потому что от их черных ног, она стала примерно такого же цвета.
В итоге в Шанхай мы прибыли с 4-х часовым опозданием. Ближе к концу путешествие на поезде казалась бесконечным и вызывало непреодолимое желание убивать! Удивительным образом на 20-ом часу “безудержного веселья”, когда мы уже стали подумывать, что, что-то не поняли в кассе и едем не туда, на телефон пришло смс от МТС с текстом: “Добро пожаловать в Россию!”. Долго пялились в окно, пытаясь найти знакомые приметы, но пришли к выводу, что нас обманули.
Кстати, МТС - единственный оператор, который работал после пересечения границы. Мегафон в Шэньчжэне отключился и не подавал признаков жизни до Москвы. Почитав, выяснили, что вроде как на счету должна быть какая-то несусветная сумма денег, чтобы оператор работал в Китае. Не проверяли, но если дело в этом, то 600 рублей, имевшихся на счету, точно недостаточно.

Шанхай
Так как все у нас шло не по плану, то мы даже не посмотрели, где забронировали гостиницу, и, чтобы сэкономить время, пошли с адресом нашего отеля к туристической информации прямо на вокзале, где нам дали карту и, погуглив (хотя вряд ли это слово можно применить к Китаю), отправили не туда. Поиски были долгими. На улице просто не было здания с нашим номером. Мы даже в какой-то крутой отель зашли спросить, они написали на бумажке адрес и сказали взять такси. Но это было бы очень просто, поэтому мы продолжили поиски. Только один из кучи прохожих, которых мы спрашивали, понял в чем проблема: нас просто отправили не на ту, но с ооочень похожим названием, улицу.
Уставшие и голодные мы все же нашли свой отель и были вознаграждены, так как это был самый уютный и доброжелательный отель за всю поездку: у нас была своя стиральная машинка и бананы. Смешно было, когда девушка с ресепшена предложила помощь со стиралкой, но мы отказались, уверенные, что она мало чем отличается от тех, что у нас дома. Но увидев вместо привычных значков кучу непонятных иероглифов, мы пошли просить помощь.
Посмотрев в интернете, выяснили, что в этот день в городе проходит футбол, решили посетить мероприятие, но из-за незнания китайского в итоге приехали не на тот стадион)

Но нас это не огорчило, не смотря на уже позднее время, решили все же немного прогуляться по городу

Интересное развлечение местных пенсионеров - рисование водой на плитке

Следующий день целиком посвятили прогулке по городу. Начали мы с набережной Вайтань, прокатились по галлюциногенному Бунд Тоннелю, побывали в «вылизанных» для туристов Чэнхуанмяо и саду Сад Юй Юань.

А если свернуть от отреставрированного района, то все выглядит несколько иначе:

Погуляли по району Пудун между знаменитыми небоскребами, заглянули в Аквариум, поднялись на башню Шанхайского всемирного финансового центра

Закончили нашу прогулку на набережной Вайтань (Банд).

Так как с билетами на поезда нам не повезло (хотя, как на это посмотреть), нам в срочном порядке пришлось приобретать билеты на самолет. Покупали на сайте elong, в 2 раза дешевле, чем на сайте авиакомпании. Повезло, что деньги списывались без смс, так как карта была привязана к Мегафону.
Рано утром мы отправились в местный аэропорт, не отказав себе в удовольствии, покататься на самом скоростном поезде в мире - Маглев

Сиань
Наш дальнейший путь лежал в город Сиань. Будучи уже учеными, мы заранее посмотрели, где находится наш отель. Но в этот раз забыли узнать, как добираться до города. В итоге пока выясняли, наш автобус ушел. Пришлось ехать на другом, который шел не в ту сторону, а остальной путь преодолевать пешком. А так как город запомнился ужасным дорожным движением, то дело это оказалось нелегким. На дороге ты главный, если у тебя есть мопед: тогда ты можешь ехать по пешеходной дороге, по диагонали, по встречке, как угодно. Единственное правило, которое нужно соблюдать – это гудеть. За 4 дня в городе мы так и не привыкли к тому, что если пешеходу загорается зеленый, то это ничего не значит, тебе все равно придется пробираться сквозь недовольную и гудящую в твой адрес толпу мопедов. И да, в дальнейших своих путешествиях мы видели подобную ситуация, например, во Вьетнаме, но в первый раз - это сильно удивляло и бесило

Уже традиционное за эту поездку вечернее знакомство с новым городом.
Башня Колокола и Башня Барабана

Следующие два дня мы просто гуляли. Сиань примечателен своей крепостной стеной, окружавшей некогда древний город. По стене можно не только пройтись, но и проехать (а это почти 14 км) на велосипеде или тандеме, что мы и сделали. Кстати, китайцы оказались очень азартными и всячески старались нас обогнать, а в процессе хохотали и пищали от восторга

Прошлым вечером мы уже посмотрели снаружи на Колокольную и Барабанную башни, в этот день отправились осматривать их внутри и попали на выступления

Одна из достопримечательностей города - Мусульманский квартал – это круговая аллея, длиной более 1000 метров, где проживает порядка 20 000 мусульман, сохраняющих свой древний образ жизни и религию.
Одна из самых старых, самых больших и лучше всего сохранившихся мечетей – Большая мечеть, в которой смешались мусульманский и китайский стили.

Вечером квартал превращается в большой рынок, где можно попробовать различные местные кулинарные деликатесы.
Гуляя по городу, стали свидетелями интересной картины. Что-то типа аттракциона невиданной щедрости. Мужик, вещающий что-то в микрофон, а вокруг толпа людей. В какой-то момент он доставал разную ерунду из коробки и кидал в толпу. И тут начинался баттл. В общем, чуть не стали свидетелями трагедии, так как кинутый паззл случайно вылетел на дорогу и обезумевшая толпа бросилась за ним, чуть не попав под автобус.
А еще местами на улицах стояли столы, с которых продавали кеды New Balance новые в фирменных коробках с фирменными пакетами. Походу, спижженные с завода. Ажиотаж вокруг них был неимоверный. Мы глянули цены, они, конечно, в несколько раз отличались от наших, даже на тот момент. Но так как у нас как всегда только ручная кладь, то мы отказались от идеи покупки.
Главные достопримечательности Сианя лежат за пределами города.
В наши планы входило посещение Терракотовой армии и горы Хуашань.
Еще в первый день мы специально сходили на автобусную станцию, чтобы все разузнать. Автобус к терракотовой армии нашелся сразу по огромной очереди. Автобус к горе не пользовался такой же популярностью, особенно днем, поэтому пришлось походить по станции с бумажкой из путеводителя, сравнивая иероглифы.
Чтобы попасть к Терракотовой армии, мы решили встать пораньше, чтобы избежать большого количества народу, и не прогадали, подойдя к остановке, увидели вполне вменяемую очередь, которую очень быстро распихали по нескольким автобусам, отправляющимся сразу по мере заполнения.
В самом музее придерживались маршрута из путеводителя, прочитав его накануне, по которому самый большой и интересный зал оставляется на конец – так это, якобы, меньше разочаровывает. Из нескольких тысяч обнаруженных воинов, на самом деле раскопаны меньшая часть, они все разбиты и реставрируются. Вся остальная территория похожа на огромные грядки

На следующий день мы отправились на гору Хуашань, которая известна больше по картинкам из интернета, как одна из самых страшных троп в мире, но, к сожалению, до тропы нам так и не удалось добраться.
К этому моменту мы уже окончательно утвердились в мысли, что рано китайцы не встают, поэтому, встав пораньше, дошли до автобуса и без очередей сели и отправились в соседний город. Дальше все опять пошло не по плану: вместо того, чтобы подняться на гору на канатной дороге, и прогуляться по всем пяти вершинам, включая известную тропу, мы выбрали не ту дорогу и отправились покорять вершину пешком. Но если в начале тропа не доставляла трудностей, то чем выше - тем сложнее становился подъем. За 3 часа мы поднялись на самую первую вершину

К сожалению, нас поджимало время (писали, что автобусы прекращают ходить часа в 4), поэтому, по дороге к покорению второй вершины мы увидели канатную дорогу, на которой мы и спустились вниз

В общем, на автобус успели, хотя не уверены, что это был последний. Но на тот момент в интернетах про Китай было не так много информации, а как сейчас дело обстоит - не могу сказать.
Но было решено обязательно в будущем вернуться, покорить все вершины и встретить рассвет на горе.
Утром следующего дня мы поехали в аэропорт, чтобы отправиться в последний пункт нашего назначения - столицу Китая город Пекин.

Пекин
Тут-то мы заранее посмотрели как и куда нам ехать, так что до отеля добрались без приключений. В оставшееся время начали знакомство с городом с окрестностей отеля: погуляли по району, заглянули в пекинский зоопарк.

Следующим же утром мы направились на самую большую в мире площадь – Тяньаньмэнь, кстати, для того, чтобы туда попасть надо отстоять большую очередь, так как безопасность превыше всего

Дальше Запретный город – главный дворцовый комплекс китайских императоров. Во времена императоров, думаю, там было ходить комфортнее, правда, только избранным. Сейчас же приходится пробираться сквозь толпы туристов

Прогулка по сильно отреставрированной пешеходной улице Цяньмэнь с красивейшими люками, лавочками и фонарями-барабанами, по которой катается прекрасный деревянный трамвайчик, а скульптурные композиции рассказывают о жизни в прошлые века.

Но путь наш лежал в Храм Неба, в который мы, к сожалению, не попали, так как ворота закрыли прямо перед нашим носом. Храм Неба знаменит тем, что это единственный круглый храм в Пекине, так как китайцы верили, что небо круглое, а земля квадратная.

Случайно набрели на хутун – китайский квартал с узкими улочками, где все очень компактно, местные знают друг друга в лицо, а туалеты только общественные.
Доехали до Олимпийского парка, где посмотрели на построенные к Олимпиаде стадион Птичье Гнездо и Водный Куб

Третий день в городе мы посвятили поездке на одно из новых чудес света – Великую Китайскую стену. Путем долгих раздумий, был выбран участок Мутянью, он подальше Бадалина, и не так просто до него добраться. Мы доехали до нужной станции метро, сели на автобус. Ехать примерно 1,5 часа до города Хуароу. До этого в интернете вычитали отзыв какого-то мужчины, что их с женой в какой-то момент стали высаживать из автобуса, они сильно сопротивлялись, их чуть ли силой не вытолкали сами пассажиры, а оказалось, что им и вправду выходить. Чтобы не попасть в такую же ситуацию, заранее загрузили карты на телефон и следили за маршрутом. Выходишь из автобуса, и на тебя нападает куча таксистов, тут уже выбираешь на свой вкус, цвет и размер кошелька. Но лучше торговаться, мы облажались в этом плане и по лицу таксиста поняли, что он доволен, зато по приезду, он стал нашим провожатым: и в кассу провел без очереди и билеты помог купить. В свое оправдание: мы не любим назойливость и торговаться. Когда мы вышли из автобуса какая-то барышня прямо-таки набросилась на нас что-то крича по-китайски. А мужик тихо стоял в стороне, мы пошли в его сторону и согласились на первую же названную стоимость (тем более она почти не отличалась от той, что писали в интернете), лишь бы отвязаться от бабы. Но не тут-то было. Она стала орать на мужика, драться с ним и бросаться под машину.
Уже у стены местный автобус  довозит до подножья горы, а оттуда 2 варианта: крутая крытая кабинка и обыкновенный открытый подъемник. Разница, соответственно, в цене. Мы выбрали вариант подешевле.
Просто вычитали, что с той стороны, куда привозит крутая канатка только отреставрированный кусок, а дальше проход закрыт. С нашей же стороны, пройдя подальше, мы ушли за запрещающие знаки (они там, походу, просто для видимости) на неотреставрированный участок стены

Стена, конечно, поражает размерами. В голове представляли себе такой большой забор, а по факту она расходится в разные стороны и уходит за пределы видимости

Спускались мы на тобоггане. Казалось бы, это просто санки, но это очень весело, так как они развивают довольно приличную скорость. Все портят только трусливые пассажиры. Перед нами ехала молодежь, которая очень долго ждала, когда женщина с ребенком перед ними уедет подальше. Поэтому какое-то время мы ехали с ветерком. Но в итоге догнали их и пришлось резко тормозить. Я тормозил ногами в спину жены, которая осталась недовольна синяками и двумя отпечатками ног на белой футболке

Обратно, все то же самое, автобус до входа, споры по поводу цены с таксистами, а дальше главное было не пропустить автобус, который надо было стопить.
Последний день в Пекине, мы посвятили летней резиденции китайских императоров Цинской династии. Парк, занесённый ЮНЕСКО в список всемирного наследия человечества: огромное озеро с цветами, мраморная ладья, дворцы, павильоны, мосты

Прогуляв в парке целый день, покатавшись на катамаране, вечером мы отправились гулять по городу, забрели на Ванфуцзин, где не стали пробовать ничего из предложенного, прошлись по вечернему центру, и отправились в отель, откуда следующим утром мы отправились в аэропорт, где и закончилось наше путешествие

Наблюдения:
- В Китае очень большая проблема найти человека, разговаривающего на языке, отличном от китайского. Мы были не готовы к тому, что многие не понимают банальных фраз, поэтому иногда нам приходилось изображать пантомимы, но их они тоже плохо понимали. При этом китайцы дружелюбны, всегда с радостью готовы помочь и безумно радуются, если видят, что им это удалось
- Надо быть готовым к тому, что все будут на тебя смотреть и иногда тыкать пальцами. Будут просить вместе сфотографироваться, либо просто фотографировать, не зависимо от твоего желания
- У них очень серьезно с безопасностью. Во всех городах, которых мы были в метро и при входе в популярные достопримечательности проверяются вещи, даже если это дамская сумочка. В аэропорту особенно тщательный досмотр с вытаскиванием вещей и прощупыванием тебя.
- Почти все достопримечательности в Китае открываются очень рано, но при этом, рано там никто не встает. Поэтому, если мы куда-то не попадали из-за большого количества народу, то на следующий день просто вставали пораньше. Но закрывается все тоже очень рано, часов 16-17 идти уже практически некуда
- В Китае при заселении в отель всегда берут залог, даже если они заморозили какую-то сумму на твоей карточке при бронировании. Иногда залог выходит дороже, чем стоимость ночи проживания. Но можно договориться оставить не в местной валюте, а в долларах, например - это очень удобно, если при выселении сразу едешь в другую страну или домой, и местная валюта не нужна. И, кстати, у нас не возникло проблем с продлением гостиниц, обе, где нам пришлось увеличивать проживание на одну ночь из-за отсутствия билетов на поезд, без вопросов продлевали, причем цену называли ту, по которой мы бронировали, а не ту, что была на момент проживания
- И еще мы попали в очень неудачный период. Лето – это пора каникул, поэтому очень много народу, и цены выше, чем в другое время
- Местные жители всегда при себе имеют бутылку с чаем и зонт. Зонт вообще их помощник на все времена: и от дождя, и от солнца спасает. Еще часто встречали людей с чемоданами, иногда в самых неподходящих для этого местах. Например, многие берут его на прогулку в парк. Сначала задавались вопросом зачем, а потом увидели, как из чемодана доставали палатку и все необходимое для пикника
- Кстати, у них много что запрещено, даже мы запомнили как выглядит иероглиф, обозначающий “нельзя”. Но обычно это не работает. Если рядом нет забора и человека с автоматом все равно все будут фотографировать со вспышкой, лезть на гору или трогать экспонаты

Про деньги
Ничего не написал про бюджет, но если честно, то не помню, сколько потратили. Скажу только, что часть юаней мы меняли в Москве в Bank of China. Но нам этого не хватило. Но независимо от того, где меняешь, необходимо пройти очень сложный бюрократический процесс с доскональным переписыванием всех паспортных данных (процесс минимум минут на 15). Проще снять денег в банкомате.
Кстати, читали, что каждую купюру надо проверять, даже если получаешь ее в банке, так как очень много фальшивых. Для этого надо потереть Мао Цзэдуна, он должен быть шершавым)
В Гонконге своя валюта. Часть поменяли в аэропорту, но ровно столько чтобы хватило на местный пополняемый проездной и на поездку до Лантау. Сразу после этого мы поехали в центр на рекомендуемую улицу, где куча обменников с более выгодным курсом.

Как итог
За две недели с непривычки Китай нас сильно утомил. Повсюду огромное количество народу, много шума, но самое удивительное, не очень грязно. Нет, они еще те свиноты, и все разбрасывают под ноги, но у них настолько оперативно работают дворники, что улицы не успевают замусориться. В последний день мы были рады, что наша поездка подошла к концу.
В последующие годы мы не раз бывали в Азии, но в Большом Китае так ни разу и не были, хотя если выдастся такая возможность, обязательно посетим эту странную, но удивительную страну