Окуджава Булат Шалвович
1924.05.09 - 1997.06.12
Спартаковец

Окуджава Булат Шалвович

Бард, советский и российский поэт, прозаик и сценарист, композитор. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи, один из наиболее ярких представителей жанра авторской песни в 1950-е—1980-е годы. Член Коммунистической Партии Советского Союза с 1955 по 1990 годы.

Родился 9 мая 1924 года в Москве в семье партийных работников, детство провел на Арбате. Жил с родителями в Нижнем Тагиле до 1937 года, когда отец был арестован и расстрелян, а мать отправлена в лагерь, затем в ссылку. В 1942 году девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, после ранения - радистом. В 1945 году работал в Тбилиси токарем, окончил десятый класс вечерней школы. В 1946-1950 годах учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой, затем в Калуге, где сотрудничал в областных газетах. В Калуге вышла первая книга Окуджавы, вошедшие в нее стихи и поэма о Циолковском не включались автором в позднейшие сборники. В 1956 году переехал в Москву, работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", заведовал отделом поэзии в "Литературной газете". Вступив в Союз писателей в 1962 году, полностью сосредоточился на творческой работе.

Свою первую песню - "Неистов и упрям..." - Окуджава сочинил еще студентом, в 1946 году, а во второй половине 1950-х годов им были созданы песни ("Полночный троллейбус", "Ванька Морозов", "Король", "До свидания, мальчики", "Песенка про Черного кота" и др.), которые сразу приобрели широкую известность. Песни эти сначала исполнялись автором в дружеских компаниях, затем публично, магнитофонные записи расходились по всей стране. Окуджава - один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название "авторская песня". Сам Окуджава никогда не видел принципиального различия между своими стихотворениями-песнями и непесенными стихотворениями, обладал подчеркнуто литературным (и даже "литературоцентричным") самосознанием, ориентировался в своем творчестве - как поэтическом, так и прозаическом - на духовную традицию 19 века.

Первое прозаическое произведение Окуджавы - повесть "Будь здоров, школяр!" - было опубликовано в 1961 году в альманахе "Тарусские страницы". Как и многие песни Окуджавы, оно было подвергнуто в прессе осуждению за "пацифизм", отсутствие "героического" пафоса. Независимое гражданское поведение Окуджавы, его сочувственное отношение к преследуемым властями коллегам (в частности, подписание писем в защиту А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля, Солженицына) создали ему репутацию "неблагонадежного" писателя. Не будучи по характеру активным политическим борцом, Окуджава убедительно выразил во многих стихах и песнях чувства и мысли радикально настроенной интеллигенции, а также, продолжая традицию Ю. Н. Тынянова, творчески осмыслил конфликт вольнодумца с властью в своей исторической прозе, к работе над которой приступил с конца 1960-х годов.

В годы "перестройки" популярность Окуджавы сопровождается официальным признанием, он активно участвует в общественной жизни, работает в Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. Ему присуждается Государственная премия СССР (1991), Букеровская премия (1994) за автобиографический роман "Упраздненный театр". В 1990-е годы Окуджава пристально следил за происходящими в России событиями, тревожился за судьбы демократии, осуждал войну в Чечне.

Поэзия Окуджавы восходит к разным и даже разнородным фольклорным и литературным источникам. Это и творчески преобразованная традиция городского романса, и некрасовская линия прозаизации стиха, и русский символизм с его предельной многозначностью ключевых образов, и поэтика Маяковского с ее речевыми сдвигами и акцентным стихом (который Окуджава трансформирует в напевные ритмы). Окуджаве присуща поэтика гармонизированного сдвига, когда смелость и парадоксальность приема становится неощутимой в общем потоке задушевно-доверительной интонации.

Мир Булата Окуджавы одновременно интимен и космичен. Этот эффект достигается последовательным расширением смысла, которое лежит в основе лирической композиции. Полночный троллейбус становится кораблем, а пассажиры - матросами. Синий шарик улетает и возвращается, успев побывать земным шаром. Арбат предстает целым "отечеством" и даже "религией". Реальные, земные Вера, Люба и Надя-Наденька превращаются в символическую триаду Вера - Надежда - Любовь. Индивидуальная поэтическая фразеология Окуджавы ("дежурный по апрелю", "надежды маленький оркестрик", "возьмемся за руки, друзья" и т.п.) стала частью общенационального языка.

Окуджаве-прозаику принадлежат романы "Глоток свободы" ("Бедный Авросимов"; 1965-1968), "Мерси, или Похождения Шипова", "Старинный водевиль" (1969-1970), "Путешествие дилетантов" (1971-1977), "Свидание с Бонапартом" (1983). Прибегая к языковой и образно-предметной стилизации, автор парадоксально сталкивает судьбы "больших" и "маленьких" людей, все более проникаясь скептическим вз
Прямым текстом:
А во время прогулок по городу (Окуджава все время сетовал, что в нем сохранилось мало старины) мы разговаривали буквально обо всем — отнюдь не только о литературе, эти разговоры он любил меньше всего, в отличие от анекдотов. Зато мы оба оказались болельщиками «Спартака». И тут уж обменам мнениями — с обеих сторон вполне компетентными! — не было конца.
Эта картинка и сейчас кажется мне фантастической: идем это мы с Окуджавой, который в кепочке и щурится, по центральной улице Ижевска — Пушкинской — и обсуждаем спартаковские футбольные дела.

Спартаковцы:
театровед и педагог, театральный критик
телеведущий и тележурналист
лингвист, филолог
актер, артист цирка и эстрады, театральный продюсер.
актёр театра и кино, певец
пианист и общественный деятель
биатлонист
актёр, кинорежиссёр
бизнесмен, писатель, теле- и радиоведущий
радио- и телеведущая, музыкальный журналист
кинооператор
актёр театра и кино
Внимание! Комментарии отображаются только для зарегистрированных пользователей.