Шаламов Варлам Тихонович
1907.06.18 - 1982.01.17
Спартаковец

Шаламов Варлам Тихонович

Русский прозаик и поэт советского времени. Создатель одного из литературных циклов о советских лагерях.

Родился в Вологде в семье священника Тихона Николаевича Шаламова. Среднее образование получил в Вологодской гимназии. В 17 лет оставил родной город и отправился в Москву. В столице юноша сначала устроился дубильщиком на кожевенный завод в Сетуни, а в 1926 году поступил в МГУ на факультет советского права. Самостоятельно мыслящему юноше, как и всем людям с таким складом характера, пришлось нелегко. Совершенно справедливо опасаясь сталинского режима и того, что он может повлечь за собой, Варлам Шаламов занялся распространением "Письма к съезду" В. И. Ленина. За это молодой человек был арестован и приговорен к трем годам заключения.

Полностью отбыв срок заключения, начинающий писатель вернулся в Москву, где продолжил литературную деятельность: работал в небольших профсоюзных журналах. В 1936 году в журнале "Октябрь" был опубликован один из его первых рассказов - "Три смерти доктора Аустино". Вольнолюбие писателя, читаемое между строк его произведений, не давало покоя властям, и в январе 1937 года его вновь арестовали. Теперь Шаламова приговорили уже к пяти годам лагерей. Освободившись, он снова начал писать. Но пребывание на свободе длилось недолго: ведь он обратил на себя самое пристальное внимание соответствующих органов. И после того, как в 1943 году писатель назвал Бунина русским классиком, его осудили еще на десять лет.

В общей сложности Варлам Тихонович провел в лагерях 17 лет, и большую часть этого времени - на Колыме, в жесточайших условиях Севера. Заключенные, изможденные и страдающие от болезней, трудились на золотодобывающих приисках даже при сорокаградусном морозе.

В 1951 году Варлама Шаламова освободили, но сразу выехать с Колымы не позволили: еще три года ему пришлось работать фельдшером. Наконец, он поселился в Калининской области, а после реабилитации в 1956 году переехал в Москву. Сразу по возвращении из заключения родился цикл "Колымские рассказы", которые сам писатель назвал "художественным исследованием страшной реальности". Работа над ними продолжалась с 1954 по 1973 год. Созданные в этот период произведения были разделены автором на шесть книг: "Колымские рассказы", "Левый берег", "Артист лопаты", "Очерки преступного мира", "Воскрешение лиственницы" и "Перчатка, или КР-2".

К сожалению, при жизни писателю не суждено было опубликовать эти произведения на родине. Даже во времена хрущевской оттепели они были слишком смелы для того, чтобы быть изданными. Но с 1966 года рассказы Шаламова стали выходить в эмигрантских изданиях.

Сам же писатель в мае 1979 года переехал в дом инвалидов, откуда в январе 1982 его насильно отправили в интернат для психохроников - в последнюю ссылку. Но добраться до места назначения ему не удалось: простудившись, писатель умирает в пути.

"Колымские рассказы" в нашей стране впервые увидели свет лишь спустя пять лет после смерти автора, в 1987 году.
Прямым текстом:
За ка­кой же из клу­бов он бо­лел, ког­да вер­нул­ся с Ко­лы­мы и стал по­нем­но­гу сно­ва при­вы­кать к нор­маль­ной сто­лич­ной жиз­ни 1960-х го­дов, где фут­бол все­гда за­ни­мал осо­бое ме­с­то? Ес­ли не за «Ди­на­мо», то за «Тор­пе­до», «Ло­ко­мо­тив», цска или «Спар­так»? На эту те­му бы­ло мно­го рас­спро­сов и по­пы­ток уга­ды­ва­ния – ме­то­да­ми ис­клю­че­ния, де­дук­ции и ин­дук­ции.
В кон­це кон­цов, от­вет на­шёл­ся. В вос­по­ми­на­ни­ях С.Я. Грод­зен­ско­го – сы­на од­но­го из бли­жай­ших дру­зей Ша­ла­мо­ва Я.Д. Грод­зен­ско­го (опуб­ли­ко­ван­ных в 1990 го­ду в еже­не­дель­ни­ке «Шах­мат­ное обо­зре­ние-64») об­на­ру­жи­лось то, что ин­ту­и­тив­но уга­ды­ва­лось:
«Ша­ла­мов был стра­ст­ным бо­лель­щи­ком, он бо­лел за «Спар­так». Уз­нав, что по те­ле­ви­зо­ру ожи­да­ет­ся транс­ля­ция фут­боль­но­го мат­ча, Вар­лам Ти­хо­но­вич ожив­лял­ся и ра­до­ст­но по­ти­рал ру­ки: «Сей­час фут­боль­чик по­смо­т­рим». Это не вы­зы­ва­ло эн­ту­зи­аз­ма у до­маш­них, ведь пред­сто­я­ло пол­то­ра ча­са гро­мо­глас­ных вы­кри­ков и прыж­ков, не­бе­зо­пас­ных для ме­бе­ли»...
Итак, Ша­ла­мов бо­лел за «Спар­так», и это очень сим­во­лич­но!

Спартаковцы:
трэш-метал барабанщик
актёр театра и кино, режиссёр и сценарист
культурист, сценарист, режиссёр
поэт и бард
кинорежиссёр, актёр, сценарист и телеведущий
продюсер, композитор, продюсер
журналист, ведущий
эстрадный певец, автор песен
актёр театра и кино
телеведущая, дизайнер одежды, топ-модель
певица, телеведущая
музыкант, композитор, продюсер
спортсменка (синхронное плавание)
актёр театра и кино
Внимание! Комментарии отображаются только для зарегистрированных пользователей.
Rambler's Top100