27 января 2015 2525
18 июля (пт) 2014 года, 18:00 МСК, Второй дивизион Зона Запад 2014/2015, 2-й тур г. Кострома, стадион "Урожай" (посёлок Караваево , Академ городок, 37)
|
Пролог.
Наступило тоскливое межсезонье, и хотя, конечно, я всегда стараюсь двигаться, повествовать сейчас особа не о чем, поэтому, просмотрев фотографии с прошлых трипов, мне пришла мысль рассказать вам об июльской поездке на первый выездной матч сезона 2014-15 за наш боевой Спартак-2, с последующим посещением Русского Севера. Это лето было у меня очень разъездное. Началось все в начале июня, когда, аккурат под праздники, я отправился автостопом в Норвегию, а точнее на её север, в страну фьордов, где давно мечтал побывать. Туда добирался через Мурманск, обратно через Швецию, Финляндию, Прибалтику. Вернувшись 22 июня, уже 26 или 27, я отправился так же автостопом по маршруту Грузия - Армения - Нагорный Карабах. Оттуда я вернулся 11 июля, и уже 17 вечером отправился в Кострому. И Норвегия и кавказский вояж были весьма богатыми на события, и, возможно, когда-нибудь я вам расскажу и об этом. Сейчас же вашему вниманию предлагается Кострома.
Начну с небольшой предыстории этого путешествия. За ту неделю, что я был в Москве, я делал кое-какие приготовления, а именно приводил в порядок походное снаряжение и вел переговоры по маршруту с соратниками из других городов, в которые имел намерения заехать по пути. Именно в этих числах у Бм намечался отпуск, и он изъявил желание поехать на Русский Север, где я бывал в прошлом году. Естественно, я не мог упустить еще одной возможности побывать в краю великолепной северной природы и древних традиций. Бм, как всегда, до последнего не мог определиться, когда стартовать из Мск, поэтому было много неопределенностей, ведь он собирался ехать на тачке, я же стал подговаривать его ехать сначала в Кострому, а потом уже на север, но он отказался. Что ж, ничего страшного, значит первую часть путешествия проделаю в одну каску, подумалось тогда мне, благо проблем с этим у меня никогда не было, и до и после я много катался в одного, потому что у меня нет отговорки, что не с кем было ехать.
В общем, договорились мы с Бм встретиться 22 июля в Кеми, что находится в Карелии, чтобы оттуда по Белому морю идти на Соловецкие острова. Посему первые пять дней путешествия я роился в одни щи. Укомплектовав 65-литровый рюкзак самым необходимым, что может потребоваться повседневно, основную часть походного стафа, я отдал Бм, чтобы он привез его на машине, чтобы мне не тащить тяжелое снаряжение, скитаясь по трассам автостопом.
Часть первая. Кострома.
Во второй половине дня 17 июля, я начал свое путешествие. Чтобы миновать подмосковные пробки я решил выйти на трассу где-нибудь подальше. Мой выбор пал на ж/д станцию Бужаниново, недалеко от которой проходит ярославское шоссе. Доехав до туда, и по пути поскандалив немного с контролерами, я пошел в сторону трассы.
Выйдя на позицию, я разместился на выезде с АЗС, где вскоре меня подобрали ребята на джипе, ехавшие до Переславля-Залесского. По наличию в салоне большого количества походного инвентаря, я догадался, что парни в теме. Оказалось, что они едут в Переславль на фестиваль воздухоплавания на воздушных шарах. В прицепе, непосредственно, лежал сам шар. Продуктивно пообщавшись на эту тему, мы подъехали к объездной, где я вышел, пожелав парням хорошего времяпрепровождения. Вскоре меня подобрал местный мужичек на газели, который провез меня почти через всю объездную дорогу, которая достаточно длинная в этом городе.
Встав на позиции, я стал ловить тачку, но они не спешили тормозить. Между тем со стороны Москвы надвигалась не слабая тучка, нужно было срочно отсюда сваливать. Вскоре меня подобрал человек на четверке, ехавший в какую-то деревню в сторону Иваново. Доехав с ним до поворота, я вылез и стал ждать попутки в сторону Ярославля. Подъехала газель, идущая в Кострому, но я рано обрадовался - не успели мы тронуться, как тачке настал пиздец, и она отказалась заводиться. Шеф начал пытаться починить, но по всему стало понятно, что паночка померла, и здесь потребуется эвакуатор. Я начал ловить новую тачку, меня подобрал местный житель и подбросил на 20 км вперед, до своего поселка. Здесь я стоял, пока меня не забрал служебный автобус от ярославской автоколонны, который развозит по домам водителей до или после смены. С ним я доехал до поворота на Костромское шоссе. Отсюда уехать было проблематично, во-первых, начало темнеть, а фонарей на этом участке трассы не было, во-вторых, на дороге не было хорошей позиции для стопа. Вскоре я увидел, как на буксире проехала та самая поломавшаяся газель, которая меня хотела забрать чуть ранее. Я постоянно менял позицию, двигаясь вперед, и вскоре остановилась очередная газель, на этот раз сразу до Костромы. Водитель рассказывал, что в Костроме у него есть знакомый, сын его кореша, который так же много путешествует автостопом. Готовясь к этой поездке, и пробивая информацию в сети, я наткнулся на этого парня, который недавно вернулся из своего длительного путешествия по Азии, через Тайланд, Китай и Дальний Восток. Долетев до Тайланда самолетом, он с подругой поехал дальше автостопом, путешествуя в итоге около трех месяцев.
Еще выезжая из Москвы я позвонил Шнырю и попросил того намутить мне вписку в Костроме, т.к. у меня там не было знакомых. Он договорился с человеком и скинул мне его номер. Подъезжая к городу, я созвонился с Ромой и тот объяснил водителю, с которым я ехал, где тому лучше меня высадить. Подъехав к оговоренному месту, Роман уже меня ждал. Весь вечер в городе шел проливной дождь, поэтому вся земля была в огромных лужах. Мы пришли на вписку, поужинали, и убыли ко сну. Оказалось, что Рома знал меня заочно, я же видел его впервые. Проснувшись утром, мы пошли гулять в центр города, зайдя по дороге в одну из местных парикмахерских, мне нужно было привести себя в порядок. После этого сели на транспорт и поехали в самый центр к каланче, где ждали людей, которые начинали уже пребывать в город. Мы встретили Чая, который приехал в город автостопом, получив, таким образом, почин в этом деле. Увидели Федрыча, который по обыкновению шагал с пакетом. Вскоре мы увидели Лн и Кп, которые роились здесь. Лн недавно вернулся из Бразилии с Чемпионата Мира, поэтому, естественно, основной темой нашего разговора стало его пребывание в Южной Америке. Чуть позже должны были подтянуться Бс и Кр. Мы же, не теряя времени, решили осмотреть город. Мне он был не особа интересен, т.к. я уже был здесь пару лет назад, летом и все видел.
Мы дошли до какой-то площади, после чего направились обратно в центр по бульвару, заодно посетив при этом пару
Перекусив в какой-то столовке, мы решили ломиться в Свято-Троицкий Ипатьевский Мужской Монастырь, который превращен частично в туристический объект, вход на его территорию платный, но нас это не смутило. Здесь же мы встретили банду из Вологды, которые приехали сюда на тачке. Заранее созвонившись с ними, я договорился, чтобы после матча они зацепили меня до Вологды, чтобы не терять времени на ночевку или ночной автостоп. Вологжане, как всегда, не подвели, припася мне свободное место в машине. Разоблачив данное место, было решено ломиться к стадиону, ведь время уже приближалось к началу матча. Я сразу же закинул вещи в тачку к вологодским, и сам приземлился на заднем сидении. По дороге заехали в магазин, где продавалась вот такая интересная вода.
Администрация торговой точки спалила, что мы фоткаем и это переросло в мелкий рамс, но мы легко отделались от прилипал, и вскоре подъехали к стадиону. Костромской Спартак играет сейчас на стадионе "Урожай", который находится в пригороде Костромы - в поселке Караваево. В самой же Костроме имеется отличный, хоть и немного устаревший стадион, но он пренадлежит сейчас частному владельцу, который в свое время выкупил его, переименовал из "Спартак" в "Динамо", а так же создал в добавок и, собственно, команду Динамо Кострома. На сколько я помню, во второй лиге в одной зоне еще несколько лет назад играло две костромские команды. Команда без истории и традиций, естественно, долго не просуществовала и вскоре канула в лету, историческая же команда Спартак Кострома, которая открыла миру такого футболиста, а впоследствии и тренера, как Георгий Ярцев, и по сей день играет во второй лиге, но уже не на родном стадионе, а в городском пригороде. Сейчас же на городском стадионе расположен рынок, а на поле проникнуть весьма проблематично, потому что это частная собственность со всеми вытекающими. Возможно, что-то уже изменилось, потому что был я на этом стадионе и общался с людьми летом 2012 года.
Перед стадионом мы встретили целую толпу фанатов местного Спартака, которые мутили проход. Мы остановились, посмотрели на все это действо, и когда оно завершилось, припарковали машину на стоянке возле спортсооружения и направились внутрь. Шмон, на сколько помню, был так себе, заходили мы и вовсе ничего не платив, потому что все выездные фанаты по второй лиге допускаются на футбол бесплатно.
На матче присутствовало около 150 человек, однако шиза шла с переменным успехом. Так же на трибуны было пронесено несколько армейских дымовых шашек с непонятной целью, ведь, в конце концов, их решили не использовать по прямому назначению на трибуне, запалив одну уже после окончания матча на прилегающей к стадиону территории. Команда тогда выиграла, поддержав победный почин, начатый в первом туре против новоиспеченного клуба братьев Комбаровых под названием ФК Домодедово. Изначально братья хотели приобрести исторический ФК Металлист из Домодедово, который играет в первенстве Московской области, но в клубе им дали понять, что хозяевами они там не будут, поэтому они решили создать команду с ноля. Так же ими была предпринята попытка переманить фанатов Металлиста болеть за их новый проект, но идейные люди из Домодедовского движа послали их с такими предложениями по известному адресу. Поэтому команда хоть и с деньгами, но без традиций, болельщиков и фанатского уважения пробует чего-то добиться, и только время покажет, что из этого получится.
На матче был встречен Гидра, который приехал сюда из Тюмени автостопом и так же собирался обратно, тогда он еще не совсем спятил, а был лишь в начале пути перемещения всегда и везде автостопом и в поисках вечной халявы. Так недолго превратиться в персонажа, про которых я упоминал, давая характеристику типам, качающих по дорогам людей, в ЗПП о Заснеженной Сибири.
После матча команда поблагодарила нас за поддержку и скрылась в подтрибунном помещении, которое располагалось акурат возле нашего сектора, поэтому просто так парней никто не отпустил, с ними фоткались и живо общались.
Вместе с вологодскими мы вышли со стадиона и, запрыгнув в машину, помчались в сторону Вологды, попутно проехавшись по городу, закупившись едой в дорогу, и сделав еще кое-какие дела. На выезде из города мы остановились на заправке, и по случаю решили сфотографировать памятник и табличку с названием города.
Неподалеку мы увидели гостиницу, возле которой стоял автобус с нашей командой, оказалось, что здесь они и жили, а сейчас готовились к отъезду обратно в сторону Москвы. Мы подошли и немного пообщались с ребятами и работниками клуба, желающие так же смогли сфотографироваться.
После этого нас уже ничего не держало и мы поехали. В Вологду мы прибыли уже глубокой ночью и сразу же поехали ночевать на вписку. Там, мы практически сразу, убыли ко сну.
Часть вторая. Архангельск и Северодвинск.
Проснувшись уже ближе к обеду, мы дождались человека на колесах и все вместе поехали в сторону трассы в направлении Архангельска, куда я и собирался ехать дальше. По дороге заехали в Спасо-Прилуцкий Димитриев Манастырь, расположенный практически на выезде из Вологды.
После этого ребята вывезли меня непосредственно на трассу, мы тепло попрощались, и они поехали обратно в город, а я начал стопить. Уже не помню, сколько тогда стоял, но точно помню, что первая легковушка довезла меня до поворота на Сокол - это пригород Вологды. Там поток машин становился меньше, потому что многие едут непосредственно в этот населенный пункт. Я снова занялся привычным делом. Долго никто не останавливался. Вскоре я увидел еще одного персонажа, едущего попутками, по его внешнему виду я тут же сообразил, что передо мной вахтовик. Он подошел ко мне, я спросил, куда тот едет, оказалось, что в какую-то пердь дальше по трассе, но, не доезжая до Архангельска. Он прогнал что-то непонятное, из чего я сделал вывод, что он дилетант в деле перемещения на попутках. Стоять рядом с ним мне не улыбалось, поэтому я отправил его вперед, с пометкой типа в очередь. Он попросил, чтобы, если я вдруг поймаю машину, забрать его по возможности с собой. Я ответил согласием. Он прошел вперед и вместо того, чтобы встать на нормальную позицию, уходил все дальше и дальше. Это его основная ошибка.
Когда ты перемещаешься автостопом, не нужно постоянно идти по трассе, на долго вас все равно не хватит. Нужно найти подходящую позицию и тупо ждать. Если трафик нормальный и вы не смогли уехать в течении 20-30 минут, стоит подумать о том, чтобы сменить позицию, но для этого нужно взвешенно оценить условия движения, а так же ландшафт трассы, возможно лучшей точки поблизости нет. Есть, конечно, такие деятели, которые в поисках хорошей позиции могут пройти до 40(!) км. Мое мнение, что это полный бред. Если вы пойдете пешком, то это значительно обессилит ваш организм, и все равно вы не достигнете намеченной цели. Лучший вариант в случаях, когда трафик минимален - это просто ждать и первая же попутная машина вас подберет. Например, вы находитесь в горах или в пустыне, там, где трафик составляет одна машина раз в двое суток. 100% вы уедете именно на ней, если, конечно, там будет место, но обычно в такой ситуации оно находится. Если же вы стоите на оживленной трассе, то вы можете пропустить не одну сотню машин, и никто вам не остановится. Из этого вытекает еще один основной закон автостопа - чем меньше трафик, тем больше шансов уехать. У меня раз был случай - я заехал на Псху - это самый труднодоступный населенный пункт в горах Абхазии. Дорога идет через горные перевалы, ее несколько раз пересекают горные реки. Добраться туда по земле можно только летом, когда тает снег, и перевалы очищаются от снега. Зимой туда можно добраться только на вертолете. Так вот, трафик там составляет одна машина раз в двое суток. Туда я добирался на УАЗике с сухумскими спасателями, которые ехали вывозить пострадавших в горах туристов, обратно же я возвращался на военном УРАЛе, который привозил туда солдат, для несения службы на открывшихся после таяния снега перевалах, ведь территория эта приграничная. Так что, хочу я вам сказать, закон этот работает.
Вахтовик свалил и я вскоре остановил фуру, которая шла до Вельска, что на границе вологодской и архангельской областей. Мы тронулись и вскоре увидели, идущего вдоль трассы, того самого вахтовика. Как я и обещал, я сообщил водителю о его просьбе, однако сажать его было некуда, поэтому мы проехали мимо. Мне предстояло проехать с этим водителем около 200 км. О чем мы беседовали, я уже не помню. Помню, что останавливались перекусить в полевой столовой, которая представляет из себя вагончик, в который на несколько часов в день приезжают муж с женой из соседней деревни и кормят водителей. Вообще, что по мурманской, что по архангельской трассам со столовыми и стоянками просто беда - их очень мало и расположены они на больших расстояниях друг от друга. Места здесь достаточно дикие, населенных пунктов мало, отсюда и такое скудное предложение придорожного сервиса.
Вскоре мы добрались до поворота на Вельск, транспорта было очень мало. Покричав в рацию, естественно никто не ответил, поэтому мне пришлось вылезти и расположиться на обочине.
Стоял я не долго, меня подобрала питерская фура, которую мы недавно обгоняли. Оказалось водитель идет на Архангельск, это меня обрадовало. Разговорившись, я узнал, что этот парень частник, то есть грузовик его собственный и работает он сам на себя. Так же он рассказал, что является потомственным дальнобойщиком, отец начал брать его с собой в рейсы, когда ему не было и десяти лет, а уже в 12 он спокойно водил многотонную фуру. Отец запросто сажал его за руль, а сам ложился спать. Тогда, конечно, были другие времена, и такие шалости могли сойти с рук. Сейчас же такое вряд ли пройдет. Так же он поведал, что в былые времена они с друзьями часто ходили в походы по диким местам, и рассказал множество историй об этом. Так же выяснилось, что через неделю он собирается стартовать на Дальний Восток, на днях он нашел неплохой рейс на Хабаровск и должен был везти какой-то катер по правительственному заказу, а это значило, что проблем с ментами из-за негабарита быть не должно. Я поинтересовался, а сколько же ехать туда на фуре, оказалось, что от Питера до Хабаровска ровно две недели хода. Этот парень был отличным собеседником и рассказчиком, мы обсудили с ним множество интересных тем, а так же он поведал не мало захватывающих историй. Из-за постоянного не нормированного графика, и не правильного питания, он заработал язву желудка и сейчас питался строго по часам. За время следования мы пару раз останавливались поесть. А уже ближе к полуночи мы прибыли в Архангельск. Таким образом, менее, чем за 12 часов я преодолел около 800 км и достиг желаемой цели.
Еще по дороге я позвонил своему корешу Тм, красно-белому из Северодвинска, это город, который находится неподалеку от Архангельска. Тм согласился встретить меня на машине на въезде в город.
Не смотря на ночь, на улице было светло, ведь здесь, в северных широтах все еще длился полярный день, который начинается обычно еще в мае. Я попрощался с водителем грузовика и перепрыгнул в тачку к парням, Тм встречал меня вместе в корешем. Ударив по коробке, мы помчались в сторону Северодвинска и уже вскоре достигли цели. Сразу же мы улеглись спать. Тм недавно женился и сейчас живет в новой квартире вместе со своей женой, а в тот момент они ждали пополнения в семействе. Так вышло, что это радостное событие должно было произойти именно в дни моего приезда, однако случилось позднее. Не смотря на это, ребята приняли меня у себя, за что им огромная человеческая благодарность, а так же счастья и благополучия их молодой семье.
Времени было мало, а посмотреть хотелось много. Благо дни в это время в этих краях бесконечные и успеть можно много.
На дворе было 20 июля - Перунов день. Я планировал провести здесь два дня, после чего отправиться в сторону Кеми, ведь уже 22 утром я должен был быть в Кеми и встретиться с Бм. Я все еще был в раздумьях, как мне добираться до Кеми: самый простой способ - это прямой поезд, который стоил тогда около 1000 рублей. Есть способ и посложнее, а именно автостопом. Но это достаточно непростое занятие, потому что по автомобильным дорогам из Архангельска в Карелию добраться весьма не просто. Есть две основные трассы - первая это хорошая асфальтированная дорога, через Вологду, по ней обычно все и едут, при этом, делая огромный крюк; есть и вторая дорога, она намного короче, но она же и не асфальтированная и представляет из себя обычную гравийку с колдобинами, ямами и прочими прелестями, которые снижают скорость движения и увеличивают риски угробить автомобиль. Почитав отзывы в интернете, я понял, что, двигаясь по этой грунтовке, можно потерять уйму времени, ехать же через Вологду и вовсе выглядело абсурдом, поэтому я решил таки разориться на 1000 рублей и поехать на поезде. Сразу же я купил себе билет на следующий вечер, и тотчас мы заехали на местный ж/д вокзал, чтобы его распечатать.
С самого утра, а точнее, как проснулись и сделали все насущные дела, мы отправились на городской пляж, который граничит с судоремонтным и судостроительным заводом, на котором ремонтируют подводные лодки.
Здесь же проложен фарватер необходимой глубины для выхода лодок с завода. Его периодически углубляют, чтобы поддерживать необходимую глубину. Вообще то, завод считается стратегическим объектом и находится под охраной, однако никто не препятствует тому, чтобы подойти в плотную к устаревшему ограждению и рассмотреть все происходящее внутри. Здесь стоят кучки рыбаков, которые пытаются выудить что-нибудь из моря. Именно здесь, на выходе с завода, в специальной бухте стоят две законсервированные подлодки, способные нести и выпускать ядерные заряды. В свое время, при советском союзе, таких лодок было шесть, но по договору о ликвидации ядерного вооружения между СССР и США остальные были разобраны на металлолом. С этих же двух оставшихся были демонтированы ракеты и пусковые шахты, сами лодки были законсервированы и оставлены здесь на швартовке. Собственно, ради этих лодок мы и пришли сюда.
После этого мы отправились на набережную, расположенную в лесопарке - любимом месте отдыха горожан, где в выходные дни можно часто встретить свадьбы. Здесь расположено несколько монументов.
Монумент памяти 1941-45.
Монумент, в честь погибших на АПЛ Курск.
После этого мы отправились домой, немного перекусили и уже во второй половине дня решили съездить в сторону Архангельска и посетить, расположенный неподалеку от города, этнографический музей, в котором представлены деревянные дома и сооружения прошлых столетий. Прибыли мы туда уже аккурат под закрытие, тем не менее, нам хватило времени, чтобы осмотреться здесь. Сам музей размещен на огромной территории и разделен на четыре части, расположенные в разных места и вписанные в природные ландшафты. Единственным минусом стало то, что почти все дома уже были закрыты, и мы могли осмотреть их только снаружи. Однако я не думаю, что много потерял, ведь в подобных музеях я уже бывал неоднократно, и все это видел.
Закончив с музеем, мы поехали в самый центр Архангельска, на его главную пешеходную улицу - пр. Чумбарова-Лучинского. Такой, своего рода местный Арбат, где по традиции представлено несколько памятников, и постоянно происходит движуха.
Прогулявшись и здесь, мы не могли обойти стороной и местные стадионы. Сегодня мы посетили стадион Динамо. На территории было много людей - кто-то играл в футбол, кто-то бегал, кто-то занимался на турниках. Не успели мы войти на территорию, как перед нами нарисовался мерзкий надсмотрщик, который сообщил нам, что посещение стадиона ПЛАТНОЕ. Вот это новости, оказывается теперь на некоторых стадионах нашей страны заниматься спортом, даже самым неприхотливым, приходится за деньги. Я сообщил держиморде, что заниматься сегодня не настроен, а просто хочу сфотографировать спортсооружение. Тот начал прогонять классические телеги, что объект принадлежит местной мусарне, и что они так же часто прохлаждаются здесь, и по случаю, он может кого-нибудь позвать.
Не спеша, сделав пару фотографий, я сказал недоумку, чтобы приводил все отделение, после чего мы развернулись и, сев в машину, поехали в Северодвинск.
Чтобы поставить финальный аккорд этого насыщенного дня, парни предложили мне съездить на родник, расположенный в глухом лесу, куда ведет грунтовка. Места здесь дикие и непролазные, поэтому немудрено, что здесь, вокруг города сосредоточено множество могильников с химическими и прочими отходами, так что быть здесь нужно всегда начеку. Что же касается охоты и рыбалки в этих местах, то с этим нет никаких проблем.
Вернувшись с родника, мы поехали отдыхать домой.
На следующее утро я собрал свой рюкзак, и ребята отвезли меня сначала на местный стадион,
а потом вывезли из города в направлении Архангельска. Высадили они меня у стелы, расположенной на въезде в город.
Отсюда я планировал стопом добраться до Архангельска, потому что именно в этом месте была неплохая для этого позиция.
Распрощавшись с ребятами, я принялся заниматься привычным делом. Простоял я недолго, вскоре остановился джип, ехавший до Архангельска. Из разговора с водителем я узнал, что он действующий сотрудник органов внутренних дел и не абы какой, а начальник одного из серьезных подразделений области. Мы немного пообщались на разные темы, а вскоре, уже в городе, он высадил меня недалеко от центра.
Здесь я планировал посмотреть еще кое-какие объекты, не изученные ранее, а так же съездить в поселок Конвейер, расположенный неподалеку, но формально входящий в черту города. Он известен тем, что именно здесь располагается Новодвинская крепость - старинное фортификационное сооружение, построенное во времена Петра I, в 1700 году, для защиты основного русского порта того времени. Санкт-Петербург тогда только задумывался. Об этой крепости я прочитал в интернете, а подробное описание увидел в статье небезизвестного российского автостопщика, и решил сам посетить это место, понимая, что целый день в Архангельске это много.
Я вышел на набережную и пошел по ней в сторону речного вокзала.
Сам же вокзал представлял из себя печальное зрелище - практически все его помещения отданы в аренду или проданы частным лицам, которые организовали здесь рынок в лучших традициях 90-х годов, когда по всей стране все мало-мальски подходящие для торговли площади были приспособлены под это дело - начиная от спортивных сооружений, заканчивая парками и вокзалами. Здесь, в бесконечных рядах торговых точек, я нашел таки кассу, где продают билеты непосредственного назначения, а именно на один единственный рейс Архангельск - Соловки. На всякий случай, узнав расписание и цены на билеты, я подтвердил и так имеющуюся у меня информацию о том, что дешевле и удобнее всего на Соловки добираться через Кемь, как я и планировал.
Выйдя с вокзала, я тут же сел на маршрутку и поехал в сторону выезда из города в направлении поселка Конвейер. Доехав до нужной остановки, я вышел и пошел пешком в сторону переправы через Северную Двину, точнее через один из её рукавов, Маймаксанский, коих здесь великое множество. Здесь расположено большое количество лесозаводов, ведь леса здесь предостаточно, однако не все они сейчас функционируют, постсоветское наследие не пощадило ничего. Переправа представляет из себя обычную моторную лодку, где стоимость равна стоимости проезда в общественном транспорте. Однако это частники, существует и обычная паромная переправа, где переправляют, в том числе и автомобили, но ходит она раз в час, а то и того реже. Мне не пришлось долго ждать, практически сразу появилась лодка, и я переправился на другую сторону.
Отсюда до Конвейера около 10 км. Там ходит один единственный рейсовый автобус, но количество рейсов очень ограничено, особенно в середине рабочего дня. Естественно, мне не повезло, и как я узнал позднее, автобус ушел несколько минут назад. Ничего не оставалось, как идти пешком и надеяться на попутку. В таких труднодоступных и глухих местах обычно тормозит каждая первая машина, потому что, во-первых, все друг друга знают, а во вторых, люди сами понимают, какого это идти пешком такое расстояние, особенно, если при тебе имеется тяжелый багаж. Население здесь так же разноплановое, но в основном это алкаши и прочий антисоциальный элемент, но есть и нормальные люди. Выйдя из поселка 23 лесозавода, мне остановились как раз такие. Но ехали они не до Конвейера, а примерно на полдороги до него. Дальше я направился пешком и как назло не было ни одной попутки в нужном мне направлении, зато было несколько машин во встречном направлении, в том числе, увидел я и этот единственный рейсовый автобус, представленный в виде разваливающегося ПАЗика. Примерно за час или около того я дошел до Конвейера.
Остров Линский Прилук или Бревенник, где я сейчас находился, расположен между двух рукавов Северной Двины: Маймаксанского рукава и Корабельного рукава. Один из рукавов Северной Двины в пути уже был преодолен, второй рукав - Корабельный, предстояло увидеть. Одной из сторон Новодвинская крепость примыкает к Корабельному рукаву Северной Двины. По историческому описанию местонахождения по трем другим сторонам крепости при строительстве были вырыты рвы, заполненные водой. Аналогичное историческому описанию местности вторила и современна карта Архангельска.
От входа в поселок еще несколько сот метров пешком, затем через ров по мосту и взору открывается общий вид Новодвинской крепости.
В 2007 развалины крепости были переданы Архангельскому Областному Краеведческому Музею, после чего сооружению был присвоен соответствующий статус и начата реконструкция. Во времена советской власти на территории крепости располагалось исправительное учреждение, которое окончательно съехало оттуда только, как раз в 2007. А свое название, Конвейер, поселок получил в честь завода, на котором трудились заключенные.
Здесь же, по соседству от крепости еще несколько лет назад располагалась действующая зона, упоминания об этом я нашел в записях путешественников, бывавших здесь в разные годы. Оказалось, что в 2009 году зону полностью расформировали, заключенных перевезли в другие места, а саму территорию забросили. В начале 2011 года здесь были люди и выкладывали фотографии, свидетельствовавшие о том, что постройки на тот момент находились в целости, хотя и были уже порядком разграблены.
Но летом 2014 на территории, где совсем недавно располагались бараки и прочие корпуса зоны, ни осталось практически никаких напоминаний об этом. Я даже не с самого начала сообразил, где именно была зона. На территории остались лишь развалины одного из корпусов, хиленькие столбы с колючкой, а так же я нашел несколько бумажных бланков тюремной специфики.
Всего за три года все постройки буквально сровняли с землей или растащили местные жители.
Посмотрев на все это, я двинулся в обратный путь.
По дороге зашел в местный магазин, посмотрел на просроченные продукты и встретил расслабляющийся после трудового дня местный рабочий класс, который и во время работы был уже в приличном угаре, сейчас же начиналась стадия шлифовки своего состояния до привычного. С автобусом мне снова не повезло, поэтому я пошел пешком. Но не успел я пройти и километра, как услышал позади себя шум машины. За рулем был молодой парень, местный житель, который только недавно перебрался в город, а все детство и юность провел здесь. Он мне поведал о том, что здесь есть какие-то подземные ходы, но попасть туда незнающему человеку не просто, поэтому, если я сюда вернусь, посоветовал связаться с ним - он все расскажет и покажет. Он ехал на паром ко времени отправления, после чего двигал в центр города, куда мне и было нужно.
По пути мы заехали в пару мест на набережной, где расположены различные памятники, парняга провел мне мини экскурс.
Недалеко отсюда, я обнаружил стену с отметками местной петушни, а по соседству с ней стену памяти Михаила Горшенева, Горшка, вокалиста группы Король и Шут, который скоропостижно отъехал от передозировки кайфами летом 2013 года, не дожив несколько дней до своего сорокалетия.
После этого мой новый знакомый высадил меня недалеко от центра, и я, перекусив в столовой, отправился пройтись по набережной Северной Двины, где сосредоточено несколько памятников и прочих объектов, на которые стоит обратить внимания.
Погуляв там, у меня еще оставалось время до поезда, поэтому я решил зайти на стадион Труд, где играет свои домашние матчи Архангельский Водник - команда по хоккею с мячом. Мне повезло, скандалить на этот раз с представителями стадиона не пришлось, ведь в этот момент на стадионе играли какие-то любительские команды, и я смог беспрепятственно войти внутрь.
После этого я уже прямиком пошел на ж/д вокзал, срезая свой путь через дворы. По дороге зашел в магазин и закупил еды в дорогу. На вокзале поезд уже стоял на посадку, поэтому я сразу же закинул вещи в вагон, а сам остался ждать отправления на свежем воздухе.
В вагоне было достаточно много разного рода туристов, которые ехали в сторону Карелии. Я поужинал, немного потупил у окна, после чего откланялся спать.
Проснулся я уже утром, во время какой-то стоянки, и сразу же вышел на улицу посмотреть, что там творится. На этой ветке, которая идет, практически, вдоль берега Белого моря нет больших населенных пунктов, здесь встречаются только лишь маленькие деревни и рабочие поселки. С автодорогами здесь так же караул, их попросту нет, поэтому и проехать из Архангельска в Карелию напрямую можно только по железке.
Стоянка поезда была достаточно продолжительная, народу нужно было пополнить запасы еды и, естественно, поела, контингент здесь соответствующий. Местные жители весьма неплохо наладили бизнес и бойко торговали товарами необходимыми в поезде прямо из кузовов грузовиков.
Так же здесь торговали товарами, добываемыми в лесу, а именно в данный момент ягодами, на которые был сезон.
Часть третья. Соловки.
Вскоре поезд тронулся, и через несколько часов, в районе 13-00, мы прибыли в Кемь. На выходе из вагона я увидел Бм, который недавно приехал сюда на тачке и встречал меня, как мы и договаривались. Наша следующая цель - Соловецкие острова, туда мы и направились…
На этом, пожалуй, я сделаю паузу, а в следующей части вы узнаете о том, как мы съездили в Карелию. Будет еще интереснее, не пропустите.
Продолжение следует…
«Поехавший»(с) Подъедала.
Наступило тоскливое межсезонье, и хотя, конечно, я всегда стараюсь двигаться, повествовать сейчас особа не о чем, поэтому, просмотрев фотографии с прошлых трипов, мне пришла мысль рассказать вам об июльской поездке на первый выездной матч сезона 2014-15 за наш боевой Спартак-2, с последующим посещением Русского Севера. Это лето было у меня очень разъездное. Началось все в начале июня, когда, аккурат под праздники, я отправился автостопом в Норвегию, а точнее на её север, в страну фьордов, где давно мечтал побывать. Туда добирался через Мурманск, обратно через Швецию, Финляндию, Прибалтику. Вернувшись 22 июня, уже 26 или 27, я отправился так же автостопом по маршруту Грузия - Армения - Нагорный Карабах. Оттуда я вернулся 11 июля, и уже 17 вечером отправился в Кострому. И Норвегия и кавказский вояж были весьма богатыми на события, и, возможно, когда-нибудь я вам расскажу и об этом. Сейчас же вашему вниманию предлагается Кострома.
Начну с небольшой предыстории этого путешествия. За ту неделю, что я был в Москве, я делал кое-какие приготовления, а именно приводил в порядок походное снаряжение и вел переговоры по маршруту с соратниками из других городов, в которые имел намерения заехать по пути. Именно в этих числах у Бм намечался отпуск, и он изъявил желание поехать на Русский Север, где я бывал в прошлом году. Естественно, я не мог упустить еще одной возможности побывать в краю великолепной северной природы и древних традиций. Бм, как всегда, до последнего не мог определиться, когда стартовать из Мск, поэтому было много неопределенностей, ведь он собирался ехать на тачке, я же стал подговаривать его ехать сначала в Кострому, а потом уже на север, но он отказался. Что ж, ничего страшного, значит первую часть путешествия проделаю в одну каску, подумалось тогда мне, благо проблем с этим у меня никогда не было, и до и после я много катался в одного, потому что у меня нет отговорки, что не с кем было ехать.
В общем, договорились мы с Бм встретиться 22 июля в Кеми, что находится в Карелии, чтобы оттуда по Белому морю идти на Соловецкие острова. Посему первые пять дней путешествия я роился в одни щи. Укомплектовав 65-литровый рюкзак самым необходимым, что может потребоваться повседневно, основную часть походного стафа, я отдал Бм, чтобы он привез его на машине, чтобы мне не тащить тяжелое снаряжение, скитаясь по трассам автостопом.
Часть первая. Кострома.
Во второй половине дня 17 июля, я начал свое путешествие. Чтобы миновать подмосковные пробки я решил выйти на трассу где-нибудь подальше. Мой выбор пал на ж/д станцию Бужаниново, недалеко от которой проходит ярославское шоссе. Доехав до туда, и по пути поскандалив немного с контролерами, я пошел в сторону трассы.
Выйдя на позицию, я разместился на выезде с АЗС, где вскоре меня подобрали ребята на джипе, ехавшие до Переславля-Залесского. По наличию в салоне большого количества походного инвентаря, я догадался, что парни в теме. Оказалось, что они едут в Переславль на фестиваль воздухоплавания на воздушных шарах. В прицепе, непосредственно, лежал сам шар. Продуктивно пообщавшись на эту тему, мы подъехали к объездной, где я вышел, пожелав парням хорошего времяпрепровождения. Вскоре меня подобрал местный мужичек на газели, который провез меня почти через всю объездную дорогу, которая достаточно длинная в этом городе.
Встав на позиции, я стал ловить тачку, но они не спешили тормозить. Между тем со стороны Москвы надвигалась не слабая тучка, нужно было срочно отсюда сваливать. Вскоре меня подобрал человек на четверке, ехавший в какую-то деревню в сторону Иваново. Доехав с ним до поворота, я вылез и стал ждать попутки в сторону Ярославля. Подъехала газель, идущая в Кострому, но я рано обрадовался - не успели мы тронуться, как тачке настал пиздец, и она отказалась заводиться. Шеф начал пытаться починить, но по всему стало понятно, что паночка померла, и здесь потребуется эвакуатор. Я начал ловить новую тачку, меня подобрал местный житель и подбросил на 20 км вперед, до своего поселка. Здесь я стоял, пока меня не забрал служебный автобус от ярославской автоколонны, который развозит по домам водителей до или после смены. С ним я доехал до поворота на Костромское шоссе. Отсюда уехать было проблематично, во-первых, начало темнеть, а фонарей на этом участке трассы не было, во-вторых, на дороге не было хорошей позиции для стопа. Вскоре я увидел, как на буксире проехала та самая поломавшаяся газель, которая меня хотела забрать чуть ранее. Я постоянно менял позицию, двигаясь вперед, и вскоре остановилась очередная газель, на этот раз сразу до Костромы. Водитель рассказывал, что в Костроме у него есть знакомый, сын его кореша, который так же много путешествует автостопом. Готовясь к этой поездке, и пробивая информацию в сети, я наткнулся на этого парня, который недавно вернулся из своего длительного путешествия по Азии, через Тайланд, Китай и Дальний Восток. Долетев до Тайланда самолетом, он с подругой поехал дальше автостопом, путешествуя в итоге около трех месяцев.
Еще выезжая из Москвы я позвонил Шнырю и попросил того намутить мне вписку в Костроме, т.к. у меня там не было знакомых. Он договорился с человеком и скинул мне его номер. Подъезжая к городу, я созвонился с Ромой и тот объяснил водителю, с которым я ехал, где тому лучше меня высадить. Подъехав к оговоренному месту, Роман уже меня ждал. Весь вечер в городе шел проливной дождь, поэтому вся земля была в огромных лужах. Мы пришли на вписку, поужинали, и убыли ко сну. Оказалось, что Рома знал меня заочно, я же видел его впервые. Проснувшись утром, мы пошли гулять в центр города, зайдя по дороге в одну из местных парикмахерских, мне нужно было привести себя в порядок. После этого сели на транспорт и поехали в самый центр к каланче, где ждали людей, которые начинали уже пребывать в город. Мы встретили Чая, который приехал в город автостопом, получив, таким образом, почин в этом деле. Увидели Федрыча, который по обыкновению шагал с пакетом. Вскоре мы увидели Лн и Кп, которые роились здесь. Лн недавно вернулся из Бразилии с Чемпионата Мира, поэтому, естественно, основной темой нашего разговора стало его пребывание в Южной Америке. Чуть позже должны были подтянуться Бс и Кр. Мы же, не теряя времени, решили осмотреть город. Мне он был не особа интересен, т.к. я уже был здесь пару лет назад, летом и все видел.
Мы дошли до какой-то площади, после чего направились обратно в центр по бульвару, заодно посетив при этом пару
Перекусив в какой-то столовке, мы решили ломиться в Свято-Троицкий Ипатьевский Мужской Монастырь, который превращен частично в туристический объект, вход на его территорию платный, но нас это не смутило. Здесь же мы встретили банду из Вологды, которые приехали сюда на тачке. Заранее созвонившись с ними, я договорился, чтобы после матча они зацепили меня до Вологды, чтобы не терять времени на ночевку или ночной автостоп. Вологжане, как всегда, не подвели, припася мне свободное место в машине. Разоблачив данное место, было решено ломиться к стадиону, ведь время уже приближалось к началу матча. Я сразу же закинул вещи в тачку к вологодским, и сам приземлился на заднем сидении. По дороге заехали в магазин, где продавалась вот такая интересная вода.
Администрация торговой точки спалила, что мы фоткаем и это переросло в мелкий рамс, но мы легко отделались от прилипал, и вскоре подъехали к стадиону. Костромской Спартак играет сейчас на стадионе "Урожай", который находится в пригороде Костромы - в поселке Караваево. В самой же Костроме имеется отличный, хоть и немного устаревший стадион, но он пренадлежит сейчас частному владельцу, который в свое время выкупил его, переименовал из "Спартак" в "Динамо", а так же создал в добавок и, собственно, команду Динамо Кострома. На сколько я помню, во второй лиге в одной зоне еще несколько лет назад играло две костромские команды. Команда без истории и традиций, естественно, долго не просуществовала и вскоре канула в лету, историческая же команда Спартак Кострома, которая открыла миру такого футболиста, а впоследствии и тренера, как Георгий Ярцев, и по сей день играет во второй лиге, но уже не на родном стадионе, а в городском пригороде. Сейчас же на городском стадионе расположен рынок, а на поле проникнуть весьма проблематично, потому что это частная собственность со всеми вытекающими. Возможно, что-то уже изменилось, потому что был я на этом стадионе и общался с людьми летом 2012 года.
Перед стадионом мы встретили целую толпу фанатов местного Спартака, которые мутили проход. Мы остановились, посмотрели на все это действо, и когда оно завершилось, припарковали машину на стоянке возле спортсооружения и направились внутрь. Шмон, на сколько помню, был так себе, заходили мы и вовсе ничего не платив, потому что все выездные фанаты по второй лиге допускаются на футбол бесплатно.
На матче присутствовало около 150 человек, однако шиза шла с переменным успехом. Так же на трибуны было пронесено несколько армейских дымовых шашек с непонятной целью, ведь, в конце концов, их решили не использовать по прямому назначению на трибуне, запалив одну уже после окончания матча на прилегающей к стадиону территории. Команда тогда выиграла, поддержав победный почин, начатый в первом туре против новоиспеченного клуба братьев Комбаровых под названием ФК Домодедово. Изначально братья хотели приобрести исторический ФК Металлист из Домодедово, который играет в первенстве Московской области, но в клубе им дали понять, что хозяевами они там не будут, поэтому они решили создать команду с ноля. Так же ими была предпринята попытка переманить фанатов Металлиста болеть за их новый проект, но идейные люди из Домодедовского движа послали их с такими предложениями по известному адресу. Поэтому команда хоть и с деньгами, но без традиций, болельщиков и фанатского уважения пробует чего-то добиться, и только время покажет, что из этого получится.
На матче был встречен Гидра, который приехал сюда из Тюмени автостопом и так же собирался обратно, тогда он еще не совсем спятил, а был лишь в начале пути перемещения всегда и везде автостопом и в поисках вечной халявы. Так недолго превратиться в персонажа, про которых я упоминал, давая характеристику типам, качающих по дорогам людей, в ЗПП о Заснеженной Сибири.
После матча команда поблагодарила нас за поддержку и скрылась в подтрибунном помещении, которое располагалось акурат возле нашего сектора, поэтому просто так парней никто не отпустил, с ними фоткались и живо общались.
Вместе с вологодскими мы вышли со стадиона и, запрыгнув в машину, помчались в сторону Вологды, попутно проехавшись по городу, закупившись едой в дорогу, и сделав еще кое-какие дела. На выезде из города мы остановились на заправке, и по случаю решили сфотографировать памятник и табличку с названием города.
Неподалеку мы увидели гостиницу, возле которой стоял автобус с нашей командой, оказалось, что здесь они и жили, а сейчас готовились к отъезду обратно в сторону Москвы. Мы подошли и немного пообщались с ребятами и работниками клуба, желающие так же смогли сфотографироваться.
После этого нас уже ничего не держало и мы поехали. В Вологду мы прибыли уже глубокой ночью и сразу же поехали ночевать на вписку. Там, мы практически сразу, убыли ко сну.
Часть вторая. Архангельск и Северодвинск.
Проснувшись уже ближе к обеду, мы дождались человека на колесах и все вместе поехали в сторону трассы в направлении Архангельска, куда я и собирался ехать дальше. По дороге заехали в Спасо-Прилуцкий Димитриев Манастырь, расположенный практически на выезде из Вологды.
После этого ребята вывезли меня непосредственно на трассу, мы тепло попрощались, и они поехали обратно в город, а я начал стопить. Уже не помню, сколько тогда стоял, но точно помню, что первая легковушка довезла меня до поворота на Сокол - это пригород Вологды. Там поток машин становился меньше, потому что многие едут непосредственно в этот населенный пункт. Я снова занялся привычным делом. Долго никто не останавливался. Вскоре я увидел еще одного персонажа, едущего попутками, по его внешнему виду я тут же сообразил, что передо мной вахтовик. Он подошел ко мне, я спросил, куда тот едет, оказалось, что в какую-то пердь дальше по трассе, но, не доезжая до Архангельска. Он прогнал что-то непонятное, из чего я сделал вывод, что он дилетант в деле перемещения на попутках. Стоять рядом с ним мне не улыбалось, поэтому я отправил его вперед, с пометкой типа в очередь. Он попросил, чтобы, если я вдруг поймаю машину, забрать его по возможности с собой. Я ответил согласием. Он прошел вперед и вместо того, чтобы встать на нормальную позицию, уходил все дальше и дальше. Это его основная ошибка.
Когда ты перемещаешься автостопом, не нужно постоянно идти по трассе, на долго вас все равно не хватит. Нужно найти подходящую позицию и тупо ждать. Если трафик нормальный и вы не смогли уехать в течении 20-30 минут, стоит подумать о том, чтобы сменить позицию, но для этого нужно взвешенно оценить условия движения, а так же ландшафт трассы, возможно лучшей точки поблизости нет. Есть, конечно, такие деятели, которые в поисках хорошей позиции могут пройти до 40(!) км. Мое мнение, что это полный бред. Если вы пойдете пешком, то это значительно обессилит ваш организм, и все равно вы не достигнете намеченной цели. Лучший вариант в случаях, когда трафик минимален - это просто ждать и первая же попутная машина вас подберет. Например, вы находитесь в горах или в пустыне, там, где трафик составляет одна машина раз в двое суток. 100% вы уедете именно на ней, если, конечно, там будет место, но обычно в такой ситуации оно находится. Если же вы стоите на оживленной трассе, то вы можете пропустить не одну сотню машин, и никто вам не остановится. Из этого вытекает еще один основной закон автостопа - чем меньше трафик, тем больше шансов уехать. У меня раз был случай - я заехал на Псху - это самый труднодоступный населенный пункт в горах Абхазии. Дорога идет через горные перевалы, ее несколько раз пересекают горные реки. Добраться туда по земле можно только летом, когда тает снег, и перевалы очищаются от снега. Зимой туда можно добраться только на вертолете. Так вот, трафик там составляет одна машина раз в двое суток. Туда я добирался на УАЗике с сухумскими спасателями, которые ехали вывозить пострадавших в горах туристов, обратно же я возвращался на военном УРАЛе, который привозил туда солдат, для несения службы на открывшихся после таяния снега перевалах, ведь территория эта приграничная. Так что, хочу я вам сказать, закон этот работает.
Вахтовик свалил и я вскоре остановил фуру, которая шла до Вельска, что на границе вологодской и архангельской областей. Мы тронулись и вскоре увидели, идущего вдоль трассы, того самого вахтовика. Как я и обещал, я сообщил водителю о его просьбе, однако сажать его было некуда, поэтому мы проехали мимо. Мне предстояло проехать с этим водителем около 200 км. О чем мы беседовали, я уже не помню. Помню, что останавливались перекусить в полевой столовой, которая представляет из себя вагончик, в который на несколько часов в день приезжают муж с женой из соседней деревни и кормят водителей. Вообще, что по мурманской, что по архангельской трассам со столовыми и стоянками просто беда - их очень мало и расположены они на больших расстояниях друг от друга. Места здесь достаточно дикие, населенных пунктов мало, отсюда и такое скудное предложение придорожного сервиса.
Вскоре мы добрались до поворота на Вельск, транспорта было очень мало. Покричав в рацию, естественно никто не ответил, поэтому мне пришлось вылезти и расположиться на обочине.
Стоял я не долго, меня подобрала питерская фура, которую мы недавно обгоняли. Оказалось водитель идет на Архангельск, это меня обрадовало. Разговорившись, я узнал, что этот парень частник, то есть грузовик его собственный и работает он сам на себя. Так же он рассказал, что является потомственным дальнобойщиком, отец начал брать его с собой в рейсы, когда ему не было и десяти лет, а уже в 12 он спокойно водил многотонную фуру. Отец запросто сажал его за руль, а сам ложился спать. Тогда, конечно, были другие времена, и такие шалости могли сойти с рук. Сейчас же такое вряд ли пройдет. Так же он поведал, что в былые времена они с друзьями часто ходили в походы по диким местам, и рассказал множество историй об этом. Так же выяснилось, что через неделю он собирается стартовать на Дальний Восток, на днях он нашел неплохой рейс на Хабаровск и должен был везти какой-то катер по правительственному заказу, а это значило, что проблем с ментами из-за негабарита быть не должно. Я поинтересовался, а сколько же ехать туда на фуре, оказалось, что от Питера до Хабаровска ровно две недели хода. Этот парень был отличным собеседником и рассказчиком, мы обсудили с ним множество интересных тем, а так же он поведал не мало захватывающих историй. Из-за постоянного не нормированного графика, и не правильного питания, он заработал язву желудка и сейчас питался строго по часам. За время следования мы пару раз останавливались поесть. А уже ближе к полуночи мы прибыли в Архангельск. Таким образом, менее, чем за 12 часов я преодолел около 800 км и достиг желаемой цели.
Еще по дороге я позвонил своему корешу Тм, красно-белому из Северодвинска, это город, который находится неподалеку от Архангельска. Тм согласился встретить меня на машине на въезде в город.
Не смотря на ночь, на улице было светло, ведь здесь, в северных широтах все еще длился полярный день, который начинается обычно еще в мае. Я попрощался с водителем грузовика и перепрыгнул в тачку к парням, Тм встречал меня вместе в корешем. Ударив по коробке, мы помчались в сторону Северодвинска и уже вскоре достигли цели. Сразу же мы улеглись спать. Тм недавно женился и сейчас живет в новой квартире вместе со своей женой, а в тот момент они ждали пополнения в семействе. Так вышло, что это радостное событие должно было произойти именно в дни моего приезда, однако случилось позднее. Не смотря на это, ребята приняли меня у себя, за что им огромная человеческая благодарность, а так же счастья и благополучия их молодой семье.
Времени было мало, а посмотреть хотелось много. Благо дни в это время в этих краях бесконечные и успеть можно много.
На дворе было 20 июля - Перунов день. Я планировал провести здесь два дня, после чего отправиться в сторону Кеми, ведь уже 22 утром я должен был быть в Кеми и встретиться с Бм. Я все еще был в раздумьях, как мне добираться до Кеми: самый простой способ - это прямой поезд, который стоил тогда около 1000 рублей. Есть способ и посложнее, а именно автостопом. Но это достаточно непростое занятие, потому что по автомобильным дорогам из Архангельска в Карелию добраться весьма не просто. Есть две основные трассы - первая это хорошая асфальтированная дорога, через Вологду, по ней обычно все и едут, при этом, делая огромный крюк; есть и вторая дорога, она намного короче, но она же и не асфальтированная и представляет из себя обычную гравийку с колдобинами, ямами и прочими прелестями, которые снижают скорость движения и увеличивают риски угробить автомобиль. Почитав отзывы в интернете, я понял, что, двигаясь по этой грунтовке, можно потерять уйму времени, ехать же через Вологду и вовсе выглядело абсурдом, поэтому я решил таки разориться на 1000 рублей и поехать на поезде. Сразу же я купил себе билет на следующий вечер, и тотчас мы заехали на местный ж/д вокзал, чтобы его распечатать.
С самого утра, а точнее, как проснулись и сделали все насущные дела, мы отправились на городской пляж, который граничит с судоремонтным и судостроительным заводом, на котором ремонтируют подводные лодки.
Здесь же проложен фарватер необходимой глубины для выхода лодок с завода. Его периодически углубляют, чтобы поддерживать необходимую глубину. Вообще то, завод считается стратегическим объектом и находится под охраной, однако никто не препятствует тому, чтобы подойти в плотную к устаревшему ограждению и рассмотреть все происходящее внутри. Здесь стоят кучки рыбаков, которые пытаются выудить что-нибудь из моря. Именно здесь, на выходе с завода, в специальной бухте стоят две законсервированные подлодки, способные нести и выпускать ядерные заряды. В свое время, при советском союзе, таких лодок было шесть, но по договору о ликвидации ядерного вооружения между СССР и США остальные были разобраны на металлолом. С этих же двух оставшихся были демонтированы ракеты и пусковые шахты, сами лодки были законсервированы и оставлены здесь на швартовке. Собственно, ради этих лодок мы и пришли сюда.
После этого мы отправились на набережную, расположенную в лесопарке - любимом месте отдыха горожан, где в выходные дни можно часто встретить свадьбы. Здесь расположено несколько монументов.
Монумент памяти 1941-45.
Монумент, в честь погибших на АПЛ Курск.
После этого мы отправились домой, немного перекусили и уже во второй половине дня решили съездить в сторону Архангельска и посетить, расположенный неподалеку от города, этнографический музей, в котором представлены деревянные дома и сооружения прошлых столетий. Прибыли мы туда уже аккурат под закрытие, тем не менее, нам хватило времени, чтобы осмотреться здесь. Сам музей размещен на огромной территории и разделен на четыре части, расположенные в разных места и вписанные в природные ландшафты. Единственным минусом стало то, что почти все дома уже были закрыты, и мы могли осмотреть их только снаружи. Однако я не думаю, что много потерял, ведь в подобных музеях я уже бывал неоднократно, и все это видел.
Закончив с музеем, мы поехали в самый центр Архангельска, на его главную пешеходную улицу - пр. Чумбарова-Лучинского. Такой, своего рода местный Арбат, где по традиции представлено несколько памятников, и постоянно происходит движуха.
Прогулявшись и здесь, мы не могли обойти стороной и местные стадионы. Сегодня мы посетили стадион Динамо. На территории было много людей - кто-то играл в футбол, кто-то бегал, кто-то занимался на турниках. Не успели мы войти на территорию, как перед нами нарисовался мерзкий надсмотрщик, который сообщил нам, что посещение стадиона ПЛАТНОЕ. Вот это новости, оказывается теперь на некоторых стадионах нашей страны заниматься спортом, даже самым неприхотливым, приходится за деньги. Я сообщил держиморде, что заниматься сегодня не настроен, а просто хочу сфотографировать спортсооружение. Тот начал прогонять классические телеги, что объект принадлежит местной мусарне, и что они так же часто прохлаждаются здесь, и по случаю, он может кого-нибудь позвать.
Не спеша, сделав пару фотографий, я сказал недоумку, чтобы приводил все отделение, после чего мы развернулись и, сев в машину, поехали в Северодвинск.
Чтобы поставить финальный аккорд этого насыщенного дня, парни предложили мне съездить на родник, расположенный в глухом лесу, куда ведет грунтовка. Места здесь дикие и непролазные, поэтому немудрено, что здесь, вокруг города сосредоточено множество могильников с химическими и прочими отходами, так что быть здесь нужно всегда начеку. Что же касается охоты и рыбалки в этих местах, то с этим нет никаких проблем.
Вернувшись с родника, мы поехали отдыхать домой.
На следующее утро я собрал свой рюкзак, и ребята отвезли меня сначала на местный стадион,
а потом вывезли из города в направлении Архангельска. Высадили они меня у стелы, расположенной на въезде в город.
Отсюда я планировал стопом добраться до Архангельска, потому что именно в этом месте была неплохая для этого позиция.
Распрощавшись с ребятами, я принялся заниматься привычным делом. Простоял я недолго, вскоре остановился джип, ехавший до Архангельска. Из разговора с водителем я узнал, что он действующий сотрудник органов внутренних дел и не абы какой, а начальник одного из серьезных подразделений области. Мы немного пообщались на разные темы, а вскоре, уже в городе, он высадил меня недалеко от центра.
Здесь я планировал посмотреть еще кое-какие объекты, не изученные ранее, а так же съездить в поселок Конвейер, расположенный неподалеку, но формально входящий в черту города. Он известен тем, что именно здесь располагается Новодвинская крепость - старинное фортификационное сооружение, построенное во времена Петра I, в 1700 году, для защиты основного русского порта того времени. Санкт-Петербург тогда только задумывался. Об этой крепости я прочитал в интернете, а подробное описание увидел в статье небезизвестного российского автостопщика, и решил сам посетить это место, понимая, что целый день в Архангельске это много.
Я вышел на набережную и пошел по ней в сторону речного вокзала.
Сам же вокзал представлял из себя печальное зрелище - практически все его помещения отданы в аренду или проданы частным лицам, которые организовали здесь рынок в лучших традициях 90-х годов, когда по всей стране все мало-мальски подходящие для торговли площади были приспособлены под это дело - начиная от спортивных сооружений, заканчивая парками и вокзалами. Здесь, в бесконечных рядах торговых точек, я нашел таки кассу, где продают билеты непосредственного назначения, а именно на один единственный рейс Архангельск - Соловки. На всякий случай, узнав расписание и цены на билеты, я подтвердил и так имеющуюся у меня информацию о том, что дешевле и удобнее всего на Соловки добираться через Кемь, как я и планировал.
Выйдя с вокзала, я тут же сел на маршрутку и поехал в сторону выезда из города в направлении поселка Конвейер. Доехав до нужной остановки, я вышел и пошел пешком в сторону переправы через Северную Двину, точнее через один из её рукавов, Маймаксанский, коих здесь великое множество. Здесь расположено большое количество лесозаводов, ведь леса здесь предостаточно, однако не все они сейчас функционируют, постсоветское наследие не пощадило ничего. Переправа представляет из себя обычную моторную лодку, где стоимость равна стоимости проезда в общественном транспорте. Однако это частники, существует и обычная паромная переправа, где переправляют, в том числе и автомобили, но ходит она раз в час, а то и того реже. Мне не пришлось долго ждать, практически сразу появилась лодка, и я переправился на другую сторону.
Отсюда до Конвейера около 10 км. Там ходит один единственный рейсовый автобус, но количество рейсов очень ограничено, особенно в середине рабочего дня. Естественно, мне не повезло, и как я узнал позднее, автобус ушел несколько минут назад. Ничего не оставалось, как идти пешком и надеяться на попутку. В таких труднодоступных и глухих местах обычно тормозит каждая первая машина, потому что, во-первых, все друг друга знают, а во вторых, люди сами понимают, какого это идти пешком такое расстояние, особенно, если при тебе имеется тяжелый багаж. Население здесь так же разноплановое, но в основном это алкаши и прочий антисоциальный элемент, но есть и нормальные люди. Выйдя из поселка 23 лесозавода, мне остановились как раз такие. Но ехали они не до Конвейера, а примерно на полдороги до него. Дальше я направился пешком и как назло не было ни одной попутки в нужном мне направлении, зато было несколько машин во встречном направлении, в том числе, увидел я и этот единственный рейсовый автобус, представленный в виде разваливающегося ПАЗика. Примерно за час или около того я дошел до Конвейера.
Остров Линский Прилук или Бревенник, где я сейчас находился, расположен между двух рукавов Северной Двины: Маймаксанского рукава и Корабельного рукава. Один из рукавов Северной Двины в пути уже был преодолен, второй рукав - Корабельный, предстояло увидеть. Одной из сторон Новодвинская крепость примыкает к Корабельному рукаву Северной Двины. По историческому описанию местонахождения по трем другим сторонам крепости при строительстве были вырыты рвы, заполненные водой. Аналогичное историческому описанию местности вторила и современна карта Архангельска.
От входа в поселок еще несколько сот метров пешком, затем через ров по мосту и взору открывается общий вид Новодвинской крепости.
В 2007 развалины крепости были переданы Архангельскому Областному Краеведческому Музею, после чего сооружению был присвоен соответствующий статус и начата реконструкция. Во времена советской власти на территории крепости располагалось исправительное учреждение, которое окончательно съехало оттуда только, как раз в 2007. А свое название, Конвейер, поселок получил в честь завода, на котором трудились заключенные.
Здесь же, по соседству от крепости еще несколько лет назад располагалась действующая зона, упоминания об этом я нашел в записях путешественников, бывавших здесь в разные годы. Оказалось, что в 2009 году зону полностью расформировали, заключенных перевезли в другие места, а саму территорию забросили. В начале 2011 года здесь были люди и выкладывали фотографии, свидетельствовавшие о том, что постройки на тот момент находились в целости, хотя и были уже порядком разграблены.
Но летом 2014 на территории, где совсем недавно располагались бараки и прочие корпуса зоны, ни осталось практически никаких напоминаний об этом. Я даже не с самого начала сообразил, где именно была зона. На территории остались лишь развалины одного из корпусов, хиленькие столбы с колючкой, а так же я нашел несколько бумажных бланков тюремной специфики.
Всего за три года все постройки буквально сровняли с землей или растащили местные жители.
Посмотрев на все это, я двинулся в обратный путь.
По дороге зашел в местный магазин, посмотрел на просроченные продукты и встретил расслабляющийся после трудового дня местный рабочий класс, который и во время работы был уже в приличном угаре, сейчас же начиналась стадия шлифовки своего состояния до привычного. С автобусом мне снова не повезло, поэтому я пошел пешком. Но не успел я пройти и километра, как услышал позади себя шум машины. За рулем был молодой парень, местный житель, который только недавно перебрался в город, а все детство и юность провел здесь. Он мне поведал о том, что здесь есть какие-то подземные ходы, но попасть туда незнающему человеку не просто, поэтому, если я сюда вернусь, посоветовал связаться с ним - он все расскажет и покажет. Он ехал на паром ко времени отправления, после чего двигал в центр города, куда мне и было нужно.
По пути мы заехали в пару мест на набережной, где расположены различные памятники, парняга провел мне мини экскурс.
Недалеко отсюда, я обнаружил стену с отметками местной петушни, а по соседству с ней стену памяти Михаила Горшенева, Горшка, вокалиста группы Король и Шут, который скоропостижно отъехал от передозировки кайфами летом 2013 года, не дожив несколько дней до своего сорокалетия.
После этого мой новый знакомый высадил меня недалеко от центра, и я, перекусив в столовой, отправился пройтись по набережной Северной Двины, где сосредоточено несколько памятников и прочих объектов, на которые стоит обратить внимания.
Погуляв там, у меня еще оставалось время до поезда, поэтому я решил зайти на стадион Труд, где играет свои домашние матчи Архангельский Водник - команда по хоккею с мячом. Мне повезло, скандалить на этот раз с представителями стадиона не пришлось, ведь в этот момент на стадионе играли какие-то любительские команды, и я смог беспрепятственно войти внутрь.
После этого я уже прямиком пошел на ж/д вокзал, срезая свой путь через дворы. По дороге зашел в магазин и закупил еды в дорогу. На вокзале поезд уже стоял на посадку, поэтому я сразу же закинул вещи в вагон, а сам остался ждать отправления на свежем воздухе.
В вагоне было достаточно много разного рода туристов, которые ехали в сторону Карелии. Я поужинал, немного потупил у окна, после чего откланялся спать.
Проснулся я уже утром, во время какой-то стоянки, и сразу же вышел на улицу посмотреть, что там творится. На этой ветке, которая идет, практически, вдоль берега Белого моря нет больших населенных пунктов, здесь встречаются только лишь маленькие деревни и рабочие поселки. С автодорогами здесь так же караул, их попросту нет, поэтому и проехать из Архангельска в Карелию напрямую можно только по железке.
Стоянка поезда была достаточно продолжительная, народу нужно было пополнить запасы еды и, естественно, поела, контингент здесь соответствующий. Местные жители весьма неплохо наладили бизнес и бойко торговали товарами необходимыми в поезде прямо из кузовов грузовиков.
Так же здесь торговали товарами, добываемыми в лесу, а именно в данный момент ягодами, на которые был сезон.
Часть третья. Соловки.
Вскоре поезд тронулся, и через несколько часов, в районе 13-00, мы прибыли в Кемь. На выходе из вагона я увидел Бм, который недавно приехал сюда на тачке и встречал меня, как мы и договаривались. Наша следующая цель - Соловецкие острова, туда мы и направились…
На этом, пожалуй, я сделаю паузу, а в следующей части вы узнаете о том, как мы съездили в Карелию. Будет еще интереснее, не пропустите.
Продолжение следует…
«Поехавший»(с) Подъедала.
Внимание! Принимать участие в обсуждении могут только зарегистрированные пользователи сайта. Зарегистрируйтесь или представьтесь!