18 июля (пт) 2014 года, 18:00 МСК, Второй дивизион Зона Запад 2014/2015, 2-й тур
г. Кострома, стадион "Урожай" (посёлок Караваево , Академ городок, 37)
Спартак
1 : 2
Часть третья. Соловки.

Вскоре поезд тронулся, и через несколько часов, в районе 13-00, мы прибыли в Кемь. На выходе из вагона я увидел Бм, который недавно приехал сюда на тачке и встречал меня, как мы и договаривались. Наша следующая цель - Соловецкие острова, туда мы и направились. Упав в машину, мы заехали в местный супермаркет, который оказался Магнитом, чьи щупальцы дотянулись и сюда. Здесь мы закупили провианта на несколько дней, ведь на Соловках цены ощутимо выше, особенно в туристический сезон. После этого мы выдвинулись в сторону поселка Рабочеостровск, где расположена пристань, откуда уходят суда  на Соловки. По пути остановились на обочине, и распихали все необходимое снаряжение и провиант в два вместительных походных рюкзака.
Я бывал уже на Соловках годом ранее, когда было мое первое знакомство с Русским Севером вообще, и Карелией в частности. Тогда мы посетили Валаам, Соловки и еще пару мест, поэтому я уже знал все нюансы, как туда добираться. На причале в Рабочеостровске расположена гостиница и прочие заведения для туристов, естественно, вся территория огорожена и находится в частных руках с охраной и шлагбаумом. Неподалеку расположено Подворье Соловецкого Монастыря, где останавливаются паломники, следующие на Соловки.

В прошлом году мы вписывались именно в этом подворье, пока ждали парохода на остров, договорившись абсолютно бесплатно. На этот раз мы были на машине, поэтому встала проблема где-то её припарковать на время нашего визита на острова. В гостиничном комплексе для туристов нам объявили неслабый прайс за стоянку, поэтому я пошел в подворье, но у них не оказалось свободного места на территории, нам предложили оставить наш автомобиль непосредственно возле ограды, в достаточно неплохом месте, где он всегда на виду, и где его никто не тронет. Так мы и сделали.
Оставив пока что вещи в машине, мы пошли узнавать информацию о переправе на Соловки. Вообще есть три варианта попасть отсюда на острова. Первый - это туристические пароходы, которые в сезон курсируют пару раз в сутки, но стоят они дорого, и договориться подешевле здесь не реально. Второй - это монастырский пароход, который возит товары и паломников. Попасть сюда можно с благословения кого-то из священников, или же прикинувшись сиротами перед командой, именно так мы и добирались годом ранее. Этот вариант нас не устраивал по времени, ведь ходит он раз в сутки, с отправлением ранним утром, а сейчас было около 16-00. И третий вариант - это частники, которые, набрав группу, везут людей на Соловки. Именно на этот вариант я и рассчитывал - упасть на хвоста к какой-нибудь группе, и, прикинувшись бедненьким автостопщиком, каковым и являлся в данный момент, попасть на остров, как можно дешевле. Обычная цена в одну сторону варьируется около 1300-1500 рублей с человека, что никак не входило в наши планы. Подойдя к пристани, мы увидели стоящий на отправке катер, который вез группу на катамаранах, а так же работников, едущих на Соловки трудиться. Быстренько вычислив главного, мы договорились, что нас возьмут на борт, объявив цену не сильно меньшую официальной. Нам было главное скорее уйти отсюда и не терять времени, поэтому мы согласились, подумав, что цену всегда можно попробовать скинуть. Была еще одна проблема - катер должен был отправиться с минуты на минуту, а наши вещи лежали в машине, которая находилась в нескольких сотнях метров отсюда. Мы резко ломанулись за ними, по пути встретив капитана этого судна, который шел из диспетчерской. Мы слезно попросили его дождаться нас. Совершив нехилый марш-бросок в одну сторону налегке, а обратно с тяжеленными рюкзаками, мы каким-то неимоверным способом успели, таки, на отправляющееся судно. Запрыгнув на борт, катер немедленно отчалил. Оказалось, что среди пассажиров этого катера, было несколько человек, кто ехал вместе со мной в поезде, это могло частично разрушить нашу легенду, поэтому я моментально присел на уши к одному из туристов-катамаранщиков и начал его обрабатывать, рассказывая, сколько я уже всего объехал и так далее. Он же мне рассказывал об их занятиях. Оказалось, что почти вся их группа из Москвы, последние десять дней сплавлялась по рекам Карелии на катамаранах, а сейчас, отправив часть снаряжения домой, с теми, кто уехал раньше, их группа решила посмотреть Соловки. Этот парень занимается сплавом уже более двадцати лет, застав еще советские времена. Он рассказал несколько своих историй. Почти всю дорогу я трепался с ним, а Бм в это время пытался давить на массу.




Вскоре недалеко от нас появились серые тучи, дело шло к шторму, что было бы весьма не кстати. Временами казалось, что еще немного и нас накроет.




Но все обошлось, буря прошла стороной, и вскоре мы уже подходили к одной из пристаней, что близ монастыря.


В итоге я уболтал своего собеседника и договорился о достаточно символической сумме за проезд, отдав ему 1000 рублей за двоих.
Выйдя с судна, мы двинулись на место, где планировали поставить палатку. Я его приглядел еще год назад, тогда мы долго не могли найти подходящего места для стоянки, но в итоге остановились здесь. Поэтому и на этот раз мы сразу же пошли сюда. Место это располагается в непосредственной близости от кемпинга, где стоят туристы, но за страшные деньги - ночь здесь стоит 150 рублей с человека, то есть это за то, чтобы тупо поставить палатку. Естественно вариант кемпинга мы даже и не рассматривали, а это место, как нельзя лучше подходило, оно
располагалось возле воды, а так же было защищено от посторонних взглядов, хотя тропа проходила неподалеку.

Мы поставили палатку, приготовили еду, поужинали и пошли мыться на расположенное поблизости озеро. После ванных процедур вернулись в палатку и уснули богатырским сном.

День первый. Пешая прогулка по острову.

Проснувшись утром, мы позавтракали, взяли с собой необходимые вещи и, оставив палатку без присмотра, отправились на прогулку по острову. Сегодня мы решили посмотреть остров Большая Муксалма, а так же несколько объектов по дороге к нему. Естественно не обошлось без легкого топографического кретинизма, пару раз мы ошибались дорогой, но все же мы двигались в нужном направлении. Наш путь пролегал мимо местного Соловецкого аэропорта, куда в сезон летает рейс из Архангельска, это как раз для тех, кто ценит свое время и комфорт.

Проходили мы и мимо бесчисленных озер, коих огромное количество на Соловках.


Вскоре мы достигли Валунной Дамбы, которая построена еще в позапрошлом веке из огромных валунов, коих здесь предостаточно. Она служит перешейком или мостом, с Соловецкого острова на остров Большая Муксалма.





Прямая дорога ведет к Сергиево-Радонежскому скиту, куда мы и направились.

Далее еще немного плутанув, мы пошли в сторону мыса Ивановский через густой, но низкорослый северный лес.





Добравшись до места, мы увидели деревянное строение, в котором было оборудовано жилье - стояли нары, в углу примостилась печка-буржуйка, были обнаружены небольшие запасы еды. Только изба была пуста, хозяева не были обнаружены. Прямо здесь мы остановились на обед: достали горелку, консервы, хлеб и неплохо подкрепились, после чего двинулись в обратный путь. Дорога заняла порядка четырех часов, поэтому к лагерю мы вернулись около половины одиннадцатого вечера.

По дороге мы увидели один из многочисленных здесь велопрокатов, поэтому, узнав цены, решили следующий день провести на великах, чтобы успеть посмотреть больше мест. Палатка стояла в целости и сохранности, на её целостность никто не покушался. Мы приготовили ужин, поели и завалились спать. Ночью прошел небольшой дождь, но к утру не было обнаружено и следа от его действий.

День второй. Велопоход.

Утром мы традиционно позавтракали, взяли с собой необходимые вещи и направились в велопрокат. Нужно было успеть как можно раньше, т.к. туристов на острове было море, и велосипеды разлетались, как горячие пирожки. Мы успели урвать себе неплохие драндулеты, и немедленно отправились на них в сторону горы Секирной - одной из высочайших точек острова.


Именно здесь расположен Свято-Вознесенский скит.






А совсем недавно при раскопках, здесь были обнаружены следы массового захоронения людей - это оказались следы пребывания на острове так называемого СЛОН (Соловецкий Лагерь Особого Назначения), где красными палачами было уничтожено неимоверное количество русских людей.

Именно здесь располагался ШИзо (Штрафной Изолятор) Соловецкого лагеря. В 20-е, 30-е года прошлого века мясорубка репрессий захлестнула недавно образованный большевиками советский союз, ими была уничтожена лучшая часть русского народа, вся его интеллигенция и элита, жизненный уклад и традиции, семейные ценности и патриархальность, а в правящей верхушке, и вовсе, не было и 10% русских. Впрочем, это тема для отдельного разговора, здравомыслящие люди и так в курсе этого. Всем остальным, особенно пламенным патриотам, я рекомендую поглубже ознакомиться с этим вопросом, может быть тогда, хоть кому-нибудь из вас, многое, или хотя бы кое-что, станет понятно.
Отсюда наш путь лежал в Новососновое, что на самом берегу. От этого населенного пункта остался лишь один дом, в котором была обнаружена заброшенная и ржавая лесопильная рама.


Очевидно, некогда здесь располагался цех, где вкалывали заключенные. Здесь же был обнаружен полуразвалившийся
причал, а так же руины от других построек.




После этого мы хотели объехать остров с самой северной его стороны, и хотя по карте там была дорога, на деле мы столкнулись с непроходимыми болотами, пройдя какое-то время по которым, и тащя на себе велосипеды, мы поняли несбыточность наших намерений, и повернули назад.


По дороге заезжали на несколько озер, где принимали водные процедуры. На одном из них, была обнаружена еще одна хибара.


Рядом располагался поломанный мост на озере, именно здесь мы и пообедали, после чего отправились к монастырю, а от него, уже по другой дороге, поехали в сторону Филимоново, куда не смогли добраться по северному побережью.


Времени оставалось мало, поэтому наскоро прокатившись туда, мы толком не нашли ничего стоящего, после чего вернулись обратно. Сдав велики, вернулись к палатке - с ней снова все было в порядке, поужинали и завалились спать.

День третий. На лодке по озерам и каналам.

Этим утром снова все было как обычно. Мы позавтракали и отправились на лодочную станцию, чтобы разжиться там лодкой и веслами, и пойти на ней по озерно-канальной системе Соловков.
На Соловках более 400 озер, уровни воды в которых существенно отличаются друг от друга. Например, между соседними Зеленым и Лапушечным озерами разница уровней воды составляет более 20 м, между Красным и Гремячим (на расстоянии всего 85 м) - около 13 м. Глубина некоторых озер достигает 25 м. Строительство Соловецкого монастыря и, вызванный этим, значительный рост численности жителей поселка  требовали все большее количество питьевой воды. Отсутствие рек побудило поселенцев соединять озёра каналами.
  Озёрно-канальная система создавалась четыре столетия тому назад под руководством игумена Филиппа (1548-1566 года). 78 озёр были соединены в единую "питьевую систему", питающую Святое озеро. Наблюдательные монахи знали о разности уровней воды в озерах и, соединяя озера каналами, направляли воду самотеком в Святое озеро, которое до сих пор является основным источником водоснабжения Соловецкого поселка. Отсюда по подземному каналу вода подавалась на территорию монастыря. Вода использовалась для водоснабжения, приводила в движение мельничные жернова, а затем выводилась в море, через действующий и поныне шлюз. В XIX веке, водой этого же канала приводилась в действие электростанция и оборудование лесопильного завода. Сегодня замусоренные и частично разрушенные каналы на это не способны, монахи были гораздо более хозяйственны, чем советская, и нынешняя власти.


Мы разжились таки нужным инвентарем и отправились в путь. Грести с непривычки было очень неудобно, поэтому через час подобного действа, я вдрызг натер на ладонях мозоли и все оставшееся время, а это еще около двух часов, на веслах сидел Бм, я подменял его изредка и через неприятную боль. На озерах было много таких же, как мы прокатчиков, кто покорял каналы острова. На одном из озер мы пристали к совершенно дикому берегу и искупались.







Пройдя еще несколько озер, и преодолев несколько соединяющих их каналов, мы развернулись и пошли обратно в сторону пристани.
Вернув лодку, мы отправились к монастырю, рядом с которым располагается бюро экскурсионного обслуживания туристов. Здесь мы взяли экскурсию на Заяцкие острова. Дело в том, что попасть на эти острова можно только на лодке с экскурсией, потому что объект находится под охраной и другими способами очутиться там весьма затруднительно, поэтому мы решили действовать именно так, дабы не терять времени и не изобретать велосипед. В прошлом году у нас не было времени на это, но сейчас мы не упустили данной возможности. Именно здесь, на Заяцких островах расположено большое скопление Каменных Лабиринтов, памятник древних цивилизаций. Более подробно о них можно прочитать в Википедии. Здесь же я лишь отмечу, что это место силы, а официальная история говорит лишь то, что нужно знать обывателю.
Желающих посетить на Большой Заяцкий остров было предостаточно, поэтому нам пришлось поднапрячься, чтобы попасть на ближайший корабль. Мы успешно провернули все манипуляции и вскоре погрузились в отходящее судно.


На острове стоял еще один корабль, мы же пришвартовались следом. Нашу группу собрал картавый экскурсовод и начал прогонять исторические справки и толкать официальную версию происхождения Каменных Лабиринтов. Послушав его около пяти минут, я понял, что ловить здесь абсолютно нечего, поэтому отписался от общей группы людей и пошел гулять сам.






Экскурсия идет строго по деревянным дорожкам, проложенным вдоль Лабиринтов, я же решил уйти вглубь острова и осмотреть то, что скрыто от глаз. Здесь я обнаружил каменные россыпи среди кустов и деревьев.






Я ходил наедине со своими мыслями и думал о вечном.
Вернувшись оттуда, я снова оказался на деревянной тропе, нужно было торопиться, потому что корабль уходил точно по расписанию.


Возле пристани я обнаружил всю группу с нашего судна, осматривающую построенную здесь часовню и прочие сооружения.


Вскоре была объявлена посадка на корабль, после чего мы отправились в обратный путь. Чтобы провести время с пользой, я улегся в удобном месте на палубе и немного вздремнул.

Вернувшись обратно к монастырю, мы начали соображать, как выбираться обратно, ведь все, что хотели, здесь мы уже разоблачили. Дабы не терять времени, сразу же я отправился по всем причалам приставать к владельцам всех судов, чтобы уйти с острова как можно раньше. Обойдя несколько пристаней, на одной из них я увидел стоящий под посадку корабль, и, обратившись к капитану, договорился с ним о взятии нас на борт за мелкий прайс. Была еще одна проблема - у нас не были собраны вещи, не упакованы рюкзаки и палатка все еще стояла, а времени до отхода судна оставалось очень мало. Мы попросили у капитана 15 минут времени, и тот заверил нас, что дождется. Нам снова пришлось все делать быстро. Прибежав к палатке, мы немедленно начали её разбор и упаковывание стафа в рюкзаки, после чего уже с ношей бегом поломились обратно на пристань. Мы уложились в отведенный норматив, и, запрыгнув на борт судна, вскоре отправились в сторону Кеми.

Капитан заставил одеть всех спасательные жилеты, потому что за их отсутствие на пассажирах сильно штрафуют водная инспекция движения.
Пока мы шли до Кеми, наслаждались закатом солнца.





Несколько раз мимо нашего судна проплывали морские нерпы, которые словно дельфины выныривали из воды и показывали нам свои спины. Сфотографировать их мне, к сожалению не удалось.
Пришвартовавшись к причалу в Кеми, нас встретил четвероногий друг.

Недалеко от пристани расположена церковь и другие постройки, которые участвовали в съемках знаменитого фильма "Остров", режиссера Павла Лунгина, в котором снимались многие известные актеры и музыканты. Именно туда мы и отправились. Время было уже около часа ночи, но на улице было относительно светло из-за, все еще стоящего, полярного дня. Сама церковь заброшенная, поэтому постепенно разрушается. По назначению церковь использовалась только в фильме, а до этого был простой полуразрушенный барак.
Вокруг — море, в котором разбросаны разнокалиберные острова. На суше — старая навигационная башня, полузаброшенные домики. Из башни сделали колокольню, барак без крыши превратили в церковь: надстроили купола, подлатали, внутри «выпилили» стены, чтобы получилось единое пространство.
Съемочная команда оставила все декорации в Рабочеостровске. Сохранились и возведенные для фильма мостки, по которым герой Мамонова катил тачку с углем, и хозяйственные постройки, и церковь. Ее, кстати, вопреки слухам, освящать не стали.








Кстати говоря, в тот момент, когда я готовился к этому путешествию, и соображал ехать мне сюда или нет, по телевизору я число случайно наткнулся на этот фильм. Я посчитал это знаком судьбы, после чего принял окончательное решение ехать.
Осмотрев все вокруг, мы вернулись к машине, она была в целости и сохранности, после чего начали приготовление пищи во дворе Монастырского подворья. Пока мы занимались этими делами, к Подворью подъехал целый автобус с паломниками, которые следующим утром должны были уйти на Соловки. На правах знающих здесь многие моменты, мы отвечали людям на интересующие их вопросы.
Закончив трапезу, мы решили немного отъехать от Кеми и встать на ночевку где-нибудь в подходящем месте, так мы и поступили. Выехав из города, мы свернули с трассы к озеру, где и решили поспать. Палатку разбирать не стали, ограничившись задним сидением, где нам обоим хватило места.

Часть четвертая. Калевала.


Проснувшись утром, мы позавтракали, после чего отправились в путь. Выехав на мурманскую трассу, мы взяли курс на север, после чего свернули налево в сторону поселка Калевала.

Этот поселок знаменит  тем, что здесь проживало большое количество рунопевцев, которые передавали свои знания из поколения в поколение. Сам поселок получил свое название в честь местного эпоса, а до 1963 года назывался Ухта.
Ка́левала (карел. и фин. Kalevala) — карело-финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун (песен).
В XIX веке финский языковед и врач Элиас Лённрот совершил несколько путешествий в эти места, собирая воедино разрозненные руны, которые передавались их поколения в поколение устно. "Калевала" — важнейший источник сведений о дохристианских религиозных представлениях финнов и карел - так говорит википедия, я же добавлю, что народ, который не помнит своего прошлого, не имеет будущего. Это кстати всех касается.
Дорога до Калевалы заняла несколько часов, поэтому в поселок мы приехали только во второй половине дня.

Заехали в продуктовый магазин, пополнили запасы еды и отправились прямиком к дому сказительницы Марии Ремшу. Его перевезли из деревни Вокнаволок и восстановили на улице Вяйнямейнена, где в 1984 году был создан мемориальный Музей Калевальских рунопевцев.


Сохранились в поселке дома, где проживали калевальские сказительницы - Маура Хотеева, Мария Михеева, Татьяна Перттунен. На гражданском кладбище на их могилах установлены памятники.

Рядом с музеем, который оказался закрыт, мы обнаружили церковь, в которой и спросили, как нам попасть в музей.

Там нам дали телефон смотрителя и связались с ней. Музей не открыт постоянно, потому что это не имеет смысла, те же, кто хотят его посетить, звонят смотрителю, и она приходит и показывает и рассказывает об экспозиции. Готовясь к этой поездке, я узнал об этом, собирая информацию в интернете.
Вскоре пришла женщина смотритель музея и провела нам интереснейшую экскурсию, после чего мы вышли на улицу и направились к Сосне Леннрота, под которой он, по легенде, слушал и записывал руны.





Однако, как нам рассказали в музее, на это место сосну перенесли позднее, после того, как в нее попала молния, и она погибла. Ранее она росла прямо на берегу озера Среднее Куйто, на котором и расположен поселок.
А вот и само место, где изначально росла эта знаменитая сосна.


Прогулявшись по поселку, мы параллельно спрашивали у местных жителей, где лучше всего остановиться на ночь, и многие посоветовали нам отправиться за поселок на каменную косу, которая далеко уходит в озеро. Туда мы и направились. Нас не обманули, место и вправду оказалось замечательное, правда, сначала там встречалось много отдыхающего народа. Но, доехав до конца косы, мы оказались одни и именно здесь и решили разбить лагерь.





Первым делом мы, естественно, искупались, после чего начали готовить обед, который оказался и ужином. Время клонилось к вечеру, и мы начали наблюдать потрясающие картины солнечного заката в северной земле.


Палатку снова решили не ставить, а переночевали в машине.

Часть пятая. Заонежье и Кижи.

Далее по маршруту у нас было несколько мест, но все же основные мысли были о Кижах, куда очень хотелось попасть, но страшный ценник на ракету из Петрозаводска не давал этого сделать. Именно поэтому я не попал туда в прошлом году, сейчас это нужно было исправить. Наутро мы собрались и выдвинулись в нужную сторону. На выезде из города заехали на родник и набрали в дорогу студеной воды.



Я, между тем, начал искать в интернете другие способы, как добраться до Кижей и прочитал, что туда ходят лодки из поселка Великая Губа, который расположен с другой стороны Онежского озера, а добраться туда можно через Медвежьегорск. Именно туда мы и направились.
Ближе к вечеру мы достигли Медгоры (так называют город местные), после чего взяли курс на Великую Губу. Пока ловил Интернет, я прочитал, что в Заонежье есть очень много памятников деревянного зодчества, зачастую в уже брошенных людьми деревнях. Нам в любом случае нужно было где-то ночевать, поэтому мы решили взять в сторону от трассы и посмотреть несколько подобных населенных пунктов, и, возможно, где-нибудь там найти подходящее место для ночлега. Именно поэтому, не доезжая до Великой Губы несколько десятков километров, мы свернули налево на гравийку и по ней начали углубляться в сторону по тракту  на деревню Типиницы. Первым населенным пунктом на нашем пути стала деревня Поля, расположенная чуть в стороне от тракта. Въезд в нее настолько зарос травою, что сначала мы её даже проскочили, но, поняв свой промах, вернулись.
Повернув к деревне, мы разглядели деревянную церковь.

Оставив машину на обочине, к деревне мы пошли пешком. Почуяв нас, залаяла дворовая собака и на улице у одного из домов появились люди. Мы разговорились. Оказалось, что в этой деревне уже давно никто не живет, они же приезжают сюда только летом в качестве дачников. Они нам поведали, что рядом с деревней за лесом есть озеро, спрятавшееся за прибрежным склоном. Несколько лет назад в деревню начали возвращаться люди, пытаясь наладить жизнь и быт здесь. Однако все они погибли загадочной смертью на этом самом озере, утонув в нем. За последние 2-3 года, здесь погибло двое или трое человек. Все они похоронены на местном кладбище.

После всех этих событий приезжающие сюда люди перестали ходить на озеро, и оно начало постепенно зарастать травой и тиной. Очевидно, духи озера отчего-то недовольны, потому и забирают всех пришедших сюда. Дачники открыли нам церковь, и мы смогли подняться на колокольню.




В церкве своими силами люди пытаются делать ремонт, перекладывая прогнившие бревна, и делая прочие работы.
Многие дома в деревне стоят брошенными, их хозяева уже давным-давно уехали отсюда. Ключи от некоторых из них хранятся у этих дачников, но они туда не ходят, здесь так не принято. Они даже не знают, что в них находится.


Мы вышли из церкви и еще немного походили вокруг брошенных домов, после чего попрощались с дачниками и двинули обратно к машине. В голове мелькали какие-то противоречивые мысли.
Дальше наш путь лежал в сторону деревни Типиницы, мы хотели уйти правее на Яндом озеро, но имеющаяся на карте дорога, на деле оказалась уже давно заросшей. Остановив попутную машину, мы узнали, что места здесь очень дикие, часто можно встретиться с дикими зверями - нас предупредили, чтобы мы были осторожны.
Доехав до Типиниц, дорога стала весьма непроходимой, а с учетом того, что мы были на обычном низкопосадочном универсале, соваться в лютые дебри было бы несусветной глупостью.

Поэтому мы остановились на развилке дорог и решили ехать в сторону Великой Губы, но, не возвращаясь обратно на асфальт, а попробовать прорваться по прибрежной грунтовке, калия, накатанная здесь, свидетельствовала, что машины здесь ездят. Мы двинулись в путь. Деревня закончилась так же незаметно, как и началась. Скорость движения составляла на этом участке не более 15 км/ч, поэтому на преодоление этих нескольких километров у нас ушло достаточно времени. Над дорогой нависали густые лапы деревьев, на землю опустились сумерки, а в лесу это особенно ощущалось. В один момент я поднял голову вверх и увидел, как с ветки сорвалась сова и полетела вперед между верхушек деревьев, создающих дорожную просеку. Только тогда мы поняли, в какие дикие места заехали, но отступать было некуда, поэтому мы продолжали движение вперед.
Где-то в стороне осталась деревня Сибово, а мы подъезжали к Кондобережской.

За окном и на стеклах машины буквально кишели кровососущие и не только насекомые. Здесь мы увидели вот такой монумент.
Время было около 22-00, когда мы подъехали к Великой Губе. Как я прочитал в одном из опусов о поездке по тем местам - в Великой Губе встать на ночь негде. Нам же не оставалось другого выбора, как опровергнуть это утверждение. Мы свернули к озеру прямо при въезде в поселок. Здесь мы обнаружили достаточно удобный заход в озеро, а так же достаточно места, чтобы припарковать машину и расположиться самим. Так же здесь было обнаружено множество следов жизнедеятельности человеков, которые те не удосужились после себя убрать. По всему выходило, что место это, достаточно проходное и людное, но мы решили остаться здесь, только лишь поставив машину так, чтобы её не было видно с дороги.

Мы достали все причиндалы и стали готовить ужин. Поели, сделали все необходимые дела и убыли ко сну, с палаткой снова решили не заморачиваться, а разместились в машине.
Утро наступило достаточно рано, мы проснулись в начале восьмого утра. В это время на озере началось движение судов и лодок. Мы позавтракали, собрали свое барахло, и тронулись в сторону причала, чтобы узнать расклады по переправе на Кижи.


По дороге мы увидели несколько объявлений о перевозке, но, позвонив по телефонам, указанным в них, мы поняли, что цены здесь не сильно отличаются от цен на ракеты из Петрозаводска. Все рейсовые суда, которые ходят здесь, сокращены и отменены до предела, ходит всего по одному рейсу в пятницу и воскресение вечерами. Все это сделано для того, чтобы не сбивать заоблачные цены частников, которые неплохо на этом кормятся.
Узнав все расклады, мы взяли время на размышление. В это время я начал пробивать другие варианты, чтобы попасть на остров. Смотря на карту местности и изображенные на ней автомобильные дороги и населенные пункты, я понял, что прямо напротив Кижей с западной стороны расположен населенный пункт, расстояние от которого составляет всего около километра до острова. Оставалось только придумать, как туда попасть и найти на месте какую-нибудь лодку, ведь платить страшные деньги местным предпринимателям нам не хотелось. Именно с этим я и начал пытать интернет и вскоре мне улыбнулась удача. Я наткнулся на статью годичной давности о том, как какой-то путешественник, такой же бедненький, как и мы, переправлялся на Кижи. У него не получилось ни к кому вписаться в Великой Губе, поэтому он направился по тому же маршруту, который созрел и у меня. Прочитав подробности, мы решили ехать так же.
Выехав из поселка в сторону Медгоры, мы повернули налево, взяв курс на деревню Южный Двор. Не доезжая до него, мы попали на новую, только строящуюся дорогу до деревни Оятевщина, которая находится строго напротив Кижей. На тот момент там была только насыпь, ездить по которой было вполне реально.

Не доезжая до конца этого участка, мы увидели встречный внедорожник, за рулем которого оказался прораб со строящейся дороги, он нам и подсказал, где нужно свернуть левее. Проехав по лесным грунтовкам и держа курс четко в сторону нужной деревни, мы уперлись в калию, высотой пару десятков сантиметров, о чем нас и предупреждал прораб. Здесь мы оставили машину и уже оставшиеся несколько сот метров проделали пешком.
И вот впереди открылась синь Онежского озера, а чуть ближе обозначилась деревня, состоящая всего из шести домов. Мы зашли во двор первого попавшегося и спросили о лодке, там нас отправили в соседний дом. Нас встретил хозяин и оглядев внимательным взглядом спросил кто мы, и как сюда добрались. Выдумывать то, что мы бедные автостопщики не канало, потому что мы были налегке и без рюкзаков, поэтому мы сказали правду, что добрались сюда на машине. Человек объявил сумму, за которую готов нас отвезти туда и обратно. Я, естественно, начал торговаться, и мы сошлись на 500 рублей за двоих туда и обратно, что тоже было достаточно много для расстояния около километра в одну сторону. Но мужик поступил по-честному - сначала он узнал все о нас, проверил наши финансовые возможности, и только после этого назвал сумму. Из разговора с ним выяснилось, что сам он художник из Москвы и живет здесь уже не первое лето. И тут я вспомнил, что в отчете того автостопщика, по которому мы сюда и ехали, фигурировал именно этот человек - Андрей, художник из Москвы. Того персонажа Андрей вез то ли бесплатно, то ли за какой-то символический прайс, тем самым у меня в голове еще раз подтвердилось, что берет он с каждого по совести, по столько, сколько тот может дать.
Мы запрыгнули в лодку и помчались в сторону деревни Васильево, что находится уже на Кижах. В качестве бонуса Андрей сообщил нам, как проникнуть в музей на Кижах бесплатно, но это мы и так знали, а если бы даже не знали, то придумали бы вариант на месте.

И вот мы на Кижах! С самого начала ты попадаешь в страну деревянного зодчества и патриархального уклада.




Из Васильево мы двинулись в сторону музея через другие населенные пункты. Остров, достаточно заселен, здесь много дач, а так же есть и более капитальные дома, в которых люди живут круглый год.




Мы зашли в магазин, практически полностью предназначенный для туристов, и посмотрели на цены, естественно, они были выше обычных. Как мы узнали, на острове не разрешено оставаться на ночь туристам, для контроля за этим существуют специальные отряды вертухаев, которые занимаются выдворением нарушителей после 21-00.
Приближаясь к музею, мы увидели главную достопримечательность острова - храм Преображения Господня, построенный без единого гвоздя. Издалека казалось, что верхняя часть храма буквально висит над нижней, подойдя ближе, мы поняли, что такой эффект получается из-за того, что объект сейчас находится на реконструкции - старые бревна вынимают, заменяя их на новые.




Мы беспрепятственно попали на территорию музея, со стороны острова на входе никого нет, а касса находится у пристани, поэтому туристы, прибывшие на ракете, не имеют никаких шансов пройти бесплатно. Да и на ракетах ездит в основном зажиточный контингент, который может себе это позволить. Заплати за ракету, заплати за вход, за сувениры и прочую херню, вот и получается поездка на Кижи золотой. А ведь еще совсем недавно ракета на Кижи стоила вполне вменяемых денег. Все началось с прихода нового губернатора, который решил на туризме, а именно на Кижах, ошкуривать людей по полной программе. Но без спроса нет и предложения – получается, всех все устраивает, раз в сезон не уменьшается очередь, чтобы попасть сюда. Нет в русском человеке духа единодушия, чтобы в едином порыве скинуть угнетающие законы и правила, вместо этого каждый ходит и бубнит себе под нос в оправдание - а что я могу один? Вот и получается - каждый сам за себя.
Мы зашли в храм, осмотрели его изнутри и снаружи.

Осмотрели и другие постройки.




После этого пошли в дальнюю часть территории, где располагались еще несколько объектов. В этот момент мы подверглись атаке с воздуха - средних размеров птица буквально набрасывалась на нас сверху. Оглядевшись по сторонам, я увидел бегающих среди скошенной травы птенцов, стало быть, родители яростно защищали свое потомство. Недоумки из музея опрометчиво скосили траву, в которой гнездятся птицы, тем самым, лишив маскировки и защиты из птенцов, и создав дискомфорт для посетителей. Отмахиваясь от обезумевших пернатых, мы дошли до нужной цели.
Посетили несколько домов, в одном из которых был музей деревянного судостроения, посмотрели пристань и двинули в обратном направлении.







Возвращаясь назад, мы увидели обе курсирующие из Петрозаводска на этом маршруте ракеты, пришвартованные возле пристани. Только недавно они доставили на остров новую порцию туристов.

Дойдя до Васильево, мы искупались, позвонили Андрею, и он вернулся за нами на лодке.

Переправившись на материк, мы распрощались с художником и направились в обратный путь. Машина стояла в целости и сохранности, поэтому мы запрыгнули внутрь и поехали в сторону Медгоры, а дальше на трассу в сторону Москвы. На этом наше путешествие подходило к концу.
По дороге решили заехать на водопад Кивач, который расположен в десяти километрах от трассы. Здесь тоже весело - частная лавочка огородила прилегающую территорию и начала взимать плату за посещение. А если учесть, что здесь же на территории расположен памятник из серии 1941-45, получается, чтобы почтить память дедов, которые воевали, нужно заплатить деньги за вход - как это все по рассеянски. Мы же, естественно, нашли способ проникнуть на территорию бесплатно.



После этого мы уже напрямую поехали в сторону Москвы. Чем дальше мы уезжали на юг, тем темнее становилась ночь. По дороге мы начали чувствовать, что машину как-то странно ведет и периодически доносится характерный звук, мы начали грешить на погнувшийся диск, который мог повредиться во время поездок по адским проселкам и грунтовкам. Ближе к ночи мы заехали на шиномонтаж, на котором выяснилось, что задняя левая покрышка протерлась по канту, а задняя правая сильно стерлась с одной из сторон. Благо у нас была запаска, поэтому лопнувшую покрышку мы выкинули, стертую поставили на её место, а запаску поставили на место стертой, наладив таким образом баланс автомобиля. Диск оказался цел, единственной проблемой стал неправильно вставший после подобной манипуляции рисунок протектора, но, чтобы доехать до дома, нам должно было хватить и этого.
Пока Бм занимался вместе с сотрудником шиномонтажа ремонтом колес, я прямо здесь же готовил ужин. Закончив с машиной, мы поели и поехали дальше, к тому моменту уже совсем стемнело. Вскоре после этого я перебрался на заднее сидение и улегся спать, Бм же еще примерно полночи, а может и больше, ехал, но вскоре тоже устал и остановился спать на какой-то заправке уже за Питером.
Проснувшись утром, мы позавтракали и поехали дальше. При подъезде к Волочку встали в вечную на тот момент пробку перед городом. Сейчас, на сколько мне рассказывали водители, наконец, открыли волочковскую объездную дорогу, которая войдет в состав новой скоростной, строящейся трассы Москва - СПб.
Пробка была щадящая, мы быстро её проскочили, но, проехав пару десятков километров за город, мы снова встали, при чем конкретно и надолго. Я вышел из машины и спросил у стоящего поблизости дальнобойщика, что случилось. Тот ответил, что по рации сообщили, что легковушка влетела под лесовоз. Этому же вторили и комментарии в яндекс картах.
Вскоре мы медленно поехали и увидели не очень приятную картину - лесовоз лежал опрокинутый на обочине, а посреди трассы стояла смятая в клочья легковушка, в этот момент спасатели выковыривали из нее зажатое тело водителя, голова которого, лежала оторванная на торпеде. Пассажирку же легковушки на скорой помощи увезли в больничку - она каким-то чудом выжила. Выяснилось, что, обгоняя попутную машину, водитель легковушки вылетел на встречку, и не успел уйти от столкновения с многотонным грузовиком. Удар был такой силы, что грузовик снесло на обочину, хотя, возможно, его свалили туда специально, дабы не перекрывать полосу и не усугублять пробку. Как бы то ни было, зрелище было не из приятных.
Мы поехали дальше. В районе Твери видели лесные пожары, которые по традиции бушуют в этой области чуть ли не каждое лето.


Подъезжая к Москве, мы поняли, что доедем до Химок, аккурат часам к 18-00, когда все поедут с работы, и знаменитая пробка станет фатальной. Именно поэтому мы решили уйти на 108 бетонку и объехать препятствие там.
С разными успехами мы петляли по бетонке и другим областным дорогам, а примерно в восьмом часу вечера прибыли к себе на район.
Вот и подошел к концу рассказ о первом выезде в сезоне 2014-15, который растянулся у меня на 12 суток. Само собою, это была моя далеко не первая поездка автостопом, впоследствии ставшая попутной. Возможно, некоторые детали из-за прошествия времени могли забыться, но в целом все было именно так.

Эпилог.

Пока идет футбольное межсезонье, многие не знают, чем себя занять. Вам я отвечаю - было бы желание, а двигаться всегда возможно. Что касается выездов, то у нас есть хоккей и мини-футбол, где ребята выступают весьма достойно. Совсем уже для оголтелых был волейбольный клуб, но насколько я слышал, он снова загнулся, не совладав с очередным кризисом.
В общем, кто хочет, то ищет возможности, кто не хочет, тот ищет оправдания. И пусть эта же фраза станет ответом любопытным несмышленышам.
Впереди на повестке дня четверник, превратившийся в тройник из-за снятия чехов, за шайбу,  в середине там затесался еще и выезд на миник в Ижевск, куда, очевидно, попасть не получится, однако полоумный Гидра собирается и туда, а в конце февраля выезд за миник в Новый Уренгой, который должен стать  весьма интересным. Короче говоря, следите да новостями и вскоре сами все узнаете. Если будет время и желание, расскажу вам позднее еще что-нибудь интересное из поездок прошлого года, которые не вошли в уже опубликованные серии ЗПП.

За сим всё! Пишите письма, шлите, уже, наконец, денег и думайте своей головой - это самый верный шанс победить.

Не гоняйте на выезда! Ждите в тоске свой футбол и воюйте в интернете, ну а мы, мы - Мы к вам приедем!

"Поехавший"(с) Подъедала.

Внимание! Принимать участие в обсуждении могут только зарегистрированные пользователи сайта. Зарегистрируйтесь или представьтесь!