Лига Европы 2018/2019, 1-й тур
Рапид
Спартак
Статистика: '50 Тимофеев (1:0), '68 Мург (2:0)
Табаков Олег Павлович
1935.08.17 - 2018.03.12
Спартаковец

Табаков Олег Павлович

Советский и российский актёр театра и кино, театральный режиссёр и педагог. Народный артист СССР (1988). Лауреат Государственных премий СССР (1967) и РФ (1997). Художественный руководитель МХТ им. А. П. Чехова. Основатель, художественный руководитель театра под руководством Олега Табакова. Президент фестиваля документальной мелодрамы «Саратовские страдания». Член Совета по культуре при Президенте России. Член КПСС с 1965 года.

Родственники: Марина Зудина

В 1957 окончил Школу-студию при МХАТ и стал актером и режиссером Студии молодых актеров при МХАТ (которая вскоре была преобразована в самостоятельный театр под названием «Современник»), с 1983 — актер МХАТ. С 1986 — ректор Школы-студии при МХАТ, профессор (1987). С 1987 — руководитель Театра-студии Олега Табакова. С 2000 — главный режиссер МХАТ им. Чехова.

Впервые вышел на сцену, еще учась в драматической студии при саратовском Дворце пионеров, сыграв Сказочника в спектакле «Снежная королева», Ленточкина («У нас экзамены»), Валерия («Красный галстук»). На профессиональной сцене дебютировал эпизодической ролью скромного, принципиального студента Миши в «Вечно живых» (1957), первом спектакле театра-студии «Современник».
Молодому Табакову часто предлагали сыграть положительных героев, к этому располагала его внешность — приятное, открытое лицо, доверчивая улыбка. Актер долго сохранял юношескую непосредственность, что позволяло ему играть даже подростков, как, например, пятнадцатилетнего Олега Савина («В поисках радости», 1959), искреннего, доброго, впечатлительного и в то же время взрывчатого, не умеющего и не желающего притворяться, терпеть хамство и чужую злобу (в 1961 двадцатишестилетний актер сыграл роль Олега в фильме «Шумный день», поставленном по этой пьесе, и был вновь так же убедителен в протесте героя против мещанства, дедовской шашкой рубавшего новую мебель). Затем был Толя, после школы отправившийся строить Иркутскую ГЭС («Продолжение легенды», 1958). Благодаря этим спектаклям за Табаковым закрепилась репутация «современного актера», его герои 1950-х — 1960-х годов, несмотря на заданность драматургии соцреализма, привлекали зрителя своей искренностью, бескомпромиссностью.

Первую роль в кино (Саша Комлев) Табаков сыграл в 1957 в фильме М. А. Швейцера «Саша вступает в жизнь» (первоначальный вариант фильма, положенный «на полку», назывался «Тугой узел», вышел в 1988). После Комлева, так же как и в театре, молодой актер переиграл во многих фильмах своих современников, которые стали для Табакова в какой-то степени стереотипны: Виктор Булыгин («Люди на мосту», 1959), Саша Егоров («Испытательный срок», 1960), Сережка («Чистое небо», 1961).
Но уже тогда, правда, на театральной сцене актер почувствовал вкус и к острой характерности, с успехом сыграв в 1958 в спектакле «Никто» три маленьких роли: американского туриста, уличного продавца и фельдшера, а в спектакле «Голый король» (1960) — две: повара и дирижера. Табаков абсолютно свободен в стихии гротеска, буффонады, уже тогда проявив себя настоящим мастером перевоплощения (впоследствии он с блеском играл даже женские роли — вздорную буфетчицу Клавдию Ивановну в спектакле «Всегда в продаже», 1965, и напыщенную гувернантку мисс Эндрю в фильме «Мэри Поппинс, до свидания!», 1983). Одной из самых больших театральных удач Табакова стала главная роль младшего Адуева в спектакеле Г. Б. Волчек «Обыкновенная история» (1966, по Гончарову, Государственная премия 1967). Его интерпретация классики задала совершенно новый алгоритм для нового поколения актеров, играющих в классических постановках. Сегодня Табаков играет уже Адуева-старшего в «Табакерке» и с таким же блеском. Среди театральных работ в «Современнике» необходимо выделить роль Балалайкина («Балалайкин и Ко», 1973), шофера Федора («Провинциальные анекдоты», 1974), Егора Полушкина («Не стреляйте в белых лебедей», 1976), истопника («А поутру они проснулись», 1977).

Перейдя в МХАТ, Табаков сыграл несколько ролей классического репертуара: Сальери («Амадей», 1983), человека талантливого, но смертельно отравленного ядом зависти, Сорина («Чайка»), Фамусова («Горе от ума»). В родной «Табакерке» играет в «Последних», «Матросской тишине», «Анекдотах» — сочно, ярко, бурно. Последняя работа актера — Иван Жуков («Комната смеха. Русская народная почта»), пронзительно грустный рассказ об одинокой старости, подарившей пенсионеру Жукову единственное развлечение — письма, которые он пишет сам себе.
В кино Табаков раскрылся как универсальный актер, которому по плечу любая роль: от вдохновенно-романтического Искремаса, свято верившего идеалам революционного театра («Гори, гори, моя звезда», 1969) до мелочного, недалекого уполномоченного особого отдела лейтенанта Крутикова («Живые и мертвые», 1963). Среди удач тех лет также можно назвать Николая Ростова («Война и мир», 1965—1967). Стремление к разнообразию отличает актера в выборе ролей и в дальнейшем: идеалист Макар из детского фильма «Достояние республики» (1971); интеллектуал-эсесовец Шелленберг в телефильме «Семнадцать мгновений весны» (1973), сдержанный, умный, проницательный враг; уморительно смешной застенчивый вор Альхен («Двенадцать стульев», телефильм, 1976); самодовольный, напыщенный Щербук («Неоконченная пьеса для механического пианино», 1976); вялый Обломов, обреченно принявший свою судьбу, которую так и не смог перебороть («Несколько дней из жизни И. И. Обломова», 1979), тихий, втайне несчастный Николай Павлович («Полеты во сне и наяву», 1983), жадный бармен, влюбленный в синематограф («Человек с бульвара Капуцинов», 1987). Снимался также в фильмах «Шапка» (1990), «Московские каникулы» (1995), «Подари мне лунный свет» (2001), сериале «Есенин» (2005).
Нельзя не сказать и о такой стороне творческой деятельности актера, как озвучивание мультфильмов. Любимец детворы кот Матроскин, «говорящий» его голосом, уютный, хозяйственный эгоцентрик-философ (мультфильмы о деревне Простоквашино), стал нарицательным персонажем.

Созданный Табаковым в 1987 в подвале на улице Чаплыгина театр-студия (прозванный зрителями «Табакеркой») является одним из наиболее популярных театров в Москве. Табаков «вырастил» в нем таких звезд, как Сергей Газаров, Владимир Машков, Евгений Миронов, Сергей Безруков, Марина Зудина. В 2000 вышла его книга «Моя настоящая жизнь». После смерти О. Н. Ефремова возглавил МХАТ им. Чехова.

27 ноября 2017 года Олег Табаков был госпитализирован в 6-е отделение (реанимации и интенсивной терапии) Первой городской больницы имени Н. И. Пирогова. Врачи диагностировали у него сепсис — заражение крови возбудителями инфекции. 2 декабря состояние Табакова резко ухудшилось — он впал в так называемое «состояние глубокого оглушения», являющееся предкомным. 12 марта 2018 года Олег Табаков умер.
Прямым текстом:
«Спартак» начался для меня со школы — студии МХАТ. С дружбы Михал Михалыча Яншина, других великих стариков с братьями Старостиными... Во МХАТе было неприлично не болеть за «Спартак». И это не было насилием над личностью: любовь к этой команде я впитал всей душой".

Из книги Игоря Рабинера «Как убивали «Спартак»

— Самый знаменитый человек, который у вас брал автограф?
— Олег Табаков. На подписании контракта подошел — вручил моей жене шикарный букет роз, она только-только родила. Сам его приход был полной неожиданностью, а когда он повернулся ко мне и попросил автограф... Я даже отпрянул: «Олег Палыч, это я у вас должен брать автограф!» — «Нет-нет, мне нужно. Давай, расписывайся».


Олегу Табакову, страстному поклоннику «Спартака», принадлежит, между прочим, такая фраза: «Если кто-то в нашем театре не болеет за „Спартак“, то это инородное тело».


«Мы бросаем в бой все ресурсы, — с улыбкой заметил перед матчем знаменитый актер. — На Куликовом поле был так называемый засадный полк под предводительством Боброк-Волынского. Вот так и мы — пришли сегодня стоять за любимый „Спартак“ до конца».

Мультимедиа:
Спартаковцы:
продюсер, композитор, продюсер
телеведущая, дизайнер одежды, топ-модель
певица, телеведущая
спортивный журналист, комментатор, радиоведущий
эстрадный певец, автор песен
политический деятель
актёр театра и кино
культурист, сценарист, режиссёр
кинорежиссёр
актёр театра и кино, режиссёр и сценарист
актёр театра и кино
государственный и политический деятель
журналист, ведущий
военачальник и политик
Внимание! Комментарии отображаются только для зарегистрированных пользователей.