Фоменко Пётр Наумович
1932.07.13 - 2012.08.09
Спартаковец

Фоменко Пётр Наумович

Советский и российский режиссёр театра и кино, педагог, художественный руководитель Московского театра «Мастерская Петра Фоменко». Создал 60 спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Тбилиси, Вроцлава, Зальцбурга и Парижа.

Родился 13 июля 1932 года в Москве. Окончил московскую школу № 9. Увлекался футболом: соперником по дворовым играм в то время был будущий знаменитый футболист А. М. Ильин, а в младших классах учился с А. С. Голодцом; играл в теннис, хоккей с мячом, хоккей с шайбой.

Школьнику Петру Фоменко любовь к театру, музыке привила мама. По позднейшему признанию, в театр он пришёл именно через музыку. Окончил музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, училище М. М. Ипполитова-Иванова по классу скрипки.

Поступил в Школу-студию МХАТ, где быстро стал для консервативных преподавателей-академиков средоточием всего, что «глубоко противопоказано великой школе русского театра». С одарённым «изгоем», несмотря ни на что, продолжал заниматься Б. И. Вершилов, в прошлом коллега Е. Б. Вахтангова. Тем не менее, Фоменко был отчислен «за хулиганство» с третьего курса в 1953 году.

Поступил в МГПИ имени В. И. Ленина (филологический факультет), который окончил заочно в 1955 году. Здесь Пётр Фоменко сдружился с Ю. И. Визбором, Ю. Ч. Кимом, Ю. И. Ковалем. Режиссировал знаменитые «капустники», делал попытки первых серьёзных постановок, в частности, репетировал «Каменного гостя» А. С. Пушкина.

Параллельно учился на режиссёрском факультете ГИТИСа (курс Н. М. Горчакова; среди педагогов А. А. Гончаров, Н. В. Петров), который окончил в 1961 году. Первый спектакль поставил в 1958 году.

Поставленный Петром Фоменко в 1966 году в Театре им. Маяковского спектакль «Смерть Тарелкина» был запрещён после 50 показов. Театральной легендой стал спектакль «Новая Мистерия-Буфф» в Театре им. Ленсовета (1969), не допущенный до премьеры. Об этом спектакле Фоменко рассказывал: «После первого же просмотра в театре им. Ленсовета ко мне подошли два замечательных ленинградских критика, И.И. Шнейдерман и Р.М. Беньяш, и сказали: „Молодой человек, у вас много вещей с собой? Возьмите вещи и уезжайте“. Вещей было немного, но я не послушался, и спектакль сдавали ещё четыре раза. Игорь Петрович Владимиров похудел в эти дни, побледнел, потому что это всё ему, конечно, было тяжело… Потом пришёл Н. П. Акимов как главный эксперт… Он сказал: „Я не люблю Маяковского, но то, что я увидел, — это не Маяковский“. С последней шестой сдачи выгнали всех зрителей, проверяли, нет ли людей под креслами…»

За эстетическую неблагонадёжность официозная театральная критика нарекла режиссёра «осквернителем праха русской классики». В это время Пётр Фоменко жил без постоянной работы, перебиваясь случайными заработками на телевидении, в провинциальных театрах, драмкружках и даже частной практикой филолога. К этому же периоду относится работа в студенческой студии МГУ на Ленинских горах. Не найдя работы в Москве, он уехал в Тбилиси, где два сезона работал в Тбилисском театре им. Грибоедова.

С 1972 по 1981 годы работает в Ленинградском Театре Комедии (с 1977 главный режиссёр), откуда ушёл после давно назревшего идеологического конфликта с обкомом КПСС под руководством Г. В. Романова.
Возвращается в Москву: с 1982 года режиссёр в Театре имени В. В. Маяковского, с 1989 года — в Театре имени Е. Б. Вахтангова.

С 1981 года начинает преподавать в ГИТИСе по приглашению своего учителя, Андрея Александровича Гончарова (поначалу как педагог в мастерской О. Я. Ремеза). В 1992 году получает звание профессора РАТИ. В 2000 году преподавал в Парижской консерватории, затем ставил спектакли в Комеди Франсез (2003), а в 2005 году на Чеховском фестивале в Москве был показан спектакль поставленный Фоменко на актёров труппы Comédie-Française «Лес» Островского. В 2001 году выпустил последний курс студентов. В 2003 году оставил кафедру режиссуры в РАТИ (ГИТИС) и ушёл из официальной театральной педагогики, которой отдал более 20 лет жизни.

Среди учеников Фоменко режиссёры Сергей Женовач, Иван Поповски, Олег Рыбкин, Елена Невежина, Владимир Епифанцев, Миндаугас Карбаускис, Сергей Пускепалис, Алексей Бураго , Николай Дручек, актёры Игорь Угольников, Галина Тюнина, сёстры Полина и Ксения Кутеповы, Мадлен Джабраилова, Полина Агуреева, Андрей Казаков, Кирилл Пирогов, Илья Любимов, Евгений Цыганов.

Умер 9 августа 2012 года в Москве. Похоронен 13 августа на Ваганьковском кладбище Москвы.
Прямым текстом:
Ну давай возьмем «Спартак»: успешно выступил осенью в Лиге чемпионов, всех обыграл, дошел до четвертьфинала, а ведущие игроки взяли да ушли в другие клубы. Причем не в самые лучшие...

А ты не замечал, что вообще и футболист, и актер, потеряв свое окружение, своих ребят, свой круг, играет гораздо хуже, будь то на поле или на сцене? Но утечка талантов все равно идет и там и там. Романцев это первый почувствовал — и ушел. Я хотя и болею за «Спартак», на него не в обиде.

— Кто из современных футболистов тебе нравится?

Моим кумиром был Федя Черенков — жаль, что он недавно закончил играть. Иногда и на поле, и в жизни он совершал неадекватные поступки. Ну что ж, талант не втиснешь в формулу, и мне это нравится. Немножко с сумасшедшинкой он был, о я к себе на курс именно таких студентов и набираю: неуравновешенных, малость сумасшедших. Талант — это отклонение от нормы.

Еще мне очень нравился Валерий Газзаев. Он мчался вперед, пусть не всегда забивал, но он играл, «пер» на чужие ворота. Колоссальная энергия заблуждения! При всех его апологиях мазилы он был удивительный игрок, сумасшедший на поле. За это я его и любил.


Спартаковцы:
актёр театра и кино, режиссёр и сценарист
кинорежиссёр
певец, композитор, автор песен
военачальник и политик
актёр театра и кино
хип-хоп исполнитель
актёр театра и кино
политический деятель
государственный и политический деятель
музыкант
волейболист
журналист, ведущий
эстрадный певец, автор песен
актёр театра и кино
спортивный журналист, комментатор, радиоведущий
Внимание! Комментарии отображаются только для зарегистрированных пользователей.